Рязанским станкостроителям перекрыли путь к месту работы

Фото: Александр АБРАМОВ

 «Трудовую не отдают»

Но вот уже второй месяц никаких сообщений о возобновлении работы не поступает. Вынужденный отпуск оказался не только бессрочным, но и неоплачиваемым. Об этом «АиФ-Рязань» рассказала супруга одного из рабочих завода Анна Российская.

   
   

- Больше месяца назад всех рабочих отправили по домам, на заводе остались только охрана и руководство, которое не отвечает на звонки, - рассказала женщина. – Отдел кадров также не идёт на контакт, то есть работники даже не могут забрать свои трудовые книжки, чтобы уволиться и приступить к поискам другой работы.

Достучаться до руководства завода действительно оказалось проблематично. Редакции так и не удалось пообщаться с директорами предприятия.

В Государственной инспекции труда по Рязанской области информацию об остановке производства подтвердили: на рассмотрении находятся коллективные обращения работников организаций, находящихся на территории станкозавода.

- По данным обращениям проводятся контрольно-надзорные мероприятия, - заверили нас в инспекции.

Ни зарплаты, ни работы

Ситуация на станкозаводе стала непростой ещё в 2008 году. У предприятия накопилась гигантская задолженность, опустели склады продукции, резко сократились зарплаты рабочих. Перестали выдавать даже спецодежду – за станок рабочие вставали в залатанных спецовках.

КОММЕНТАРИЙ
Начальник отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Рязанской области Ирина ЗЮЛИНА:

- Трудовой кодекс не запрещает работодателю издать приказ о простое по причинам экономического характера в связи с отсутствием работы и не устанавливает предельных сроков простоя.

Работник имеет право в данном случае расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели.

В случаях, если установлено нарушение трудового законодательства, локальных нормативных актов, коллективного договора, соглашения или трудового договора (например, не выплачивается заработная плата), работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с работником в срок, указанный в заявлении.

Длительная задержка по зарплате сложилась в конце 2010 – начале 2011 года. Тогда сотрудники не получали деньги по три месяца подряд, но продолжали ходить на работу. В середине прошлого года у предприятия вновь накопились долги перед рабочими.

   
   

- Если раньше муж, токарь-расточник, никогда не жаловался на задержки зарплаты и стабильно получал 25-30 тысяч рублей в месяц, то в апреле этого года заработал всего 7 тысяч, в мае ему заплатили 11 тысяч рублей, - рассказала Анна Российская. – Неоднократно заводчан отправляли в отпуска без содержания: мол, нет работы - отдыхайте, а когда понадобитесь – сообщим. Только в этот раз вынужденный отпуск затянулся слишком надолго...

Муж Анны работает в сборочном цехе. Всего в нём трудятся несколько десятков человек. Приходится выживать: многие уже не первый год работают на двух работах. Другие же попросту начали спиваться. По слухам, московский хозяин, который купил этот завод несколько лет тому назад, раскручивает строительный бизнес в столице. А о том, что рязанский завод – это не только деньги, но и людские судьбы – никто, похоже, даже не задумывается...

Инвестор для развалюхи

О промышленности сейчас принято говорить реже, чем об инновациях. Красочное действо погони за инвесторами разворачивается на фоне исчезающих производств. Выпуск китайской продукции, умело упакованной под марками отечественных производителей, становится одним из возможных способов выживания. Но больше всего в этом вопросе страдают люди – специалисты с большим стажем работы и верностью своему делу.

НАША СПРАВКА
Для защиты своих трудовых прав работники вправе обратиться с заявлением в Госинспекцию труда, в прокуратуру либо в суд. По заявлению работников проводится проверка. В случае выявления нарушений работодателю выдаётся обязательное для исполнения предписание, виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа.

Оренбургский аппаратный завод, Ульяновский радиоламповый завод, Красноярский завод «Сибэлектросталь», стекольный завод в Иркутской области, множество предприятий автопрома по всей стране канули в лету. Остановка большинства заводов, воспевавших ударный труд, произошла в 90-х. Многие оказались нерентабельными, уступив новым высокотехнологичным производствам, преимущественно зарубежным.

Интересно другое: с момента повального разрушения производств прошло больше двух десятков лет. В послевоенные годы за этот период на глазах вырастали современные предприятия. Сегодня же продолжают разрушаться имеющиеся, отданные на откуп иностранным и столичным инвесторам.

Постигнет ли та же участь Рязанский станкозавод – вопрос открытый. Надежд на восстановление производства у работников становится всё меньше. Вместе с тем руководство по-прежнему позиционирует завод, входящий в состав столичной промышленной группы, как одного из лидеров на рынке станкостроения...

Смотрите также: