Рязань, 16 мая – «АиФ-Рязань».Сапфиров – это 15-летняя история фестиваля авторской песни «Голубые озёра» под Луховицами. Сапфиров – это объединение «Апрель», едва ли не единственное место, где рязанские студенты и школьники могут приобщаться сегодня к творческому наследию Визбора, Окуджавы, Кима, Городницкого.
Наконец, Сапфиров – это проект «Бабье лето», настоящая осенняя сказка для истинных почитателей бардовской песни. К слову сказать, в этом году «Бабье лето» собёрет своих завсегдатаев на берегу одного из красивейших озёр Клепиковского района уже в 19-й раз. Самому же Евгению Сапфирову не так давно исполнилось 50 лет…
Всё начинается с иллюзий
- Евгений, как ощущаете себя, перешагнув 50-летний рубеж?
- Как можно ощущать дату? Волосы вроде бы пока не выпадают, на боли в спине не жалуюсь (смеётся). А вот ощущение молодости никуда не пропало, и это, наверное, главное. Я вообще думаю, до тех пор, пока есть в тебе некая внутренняя вибрация, есть музыка, есть желание двигаться дальше, ты будешь молодым…
- Как сами оцениваете сегодня, насколько были востребованы ваши творческие проекты последних лет? И какие из них наиболее дороги лично для вас?
- Всё, что я делал и продолжаю делать, необходимо, в первую очередь, мне лично. Прежде я был искренне убеждён, что делаю нечто нужное людям. Но я заблуждался… И к пониманию этого факта пришёл сравнительно недавно. Как видите, и на полувековом рубеже я всё ещё остаюсь наивным романтиком…
- Предположу, что как раз эта наивность может служить «моторчиком» в реализации многих начинаний…
- Согласен, чем реалистичнее смотришь на мир, тем меньше остаётся энтузиазма. В основе самых успешных начинаний лежат иллюзии. Прекрасно, что в своё время благодаря этим иллюзиям появились на свет такие проекты, как «Голубые озёра», как «Бабье лето». Под Луховицами мы начинали собираться компанией человек в 50, не больше, между тем в последние годы количество гостей фестиваля достигало 9 тысяч! К сожалению, эта история завершилась в 2009 году. Фестиваль перерос «местечковый» формат, один я уже не мог тянуть на себе подготовку и проведение такого масштабного мероприятия, а должной организационной поддержки не было.
Но продолжилась история «Бабьего лета», куда сегодня приезжают люди не только из Рязани и районов области, но и из Москвы, Санкт-Петербурга и даже Архангельска.
Получил продолжение и ещё один проект: в прошлом году был издан уже третий том «Антологии авторской песни Рязани». Востребован ли он? Думаю, да, судя по тому, что у меня на руках сегодня осталось всего несколько компакт-дисков, всё прочее разошлось в одночасье. Но опять же, на мой взгляд, важнее, насколько мне самому это нужно. Пока живёт во мне иллюзия, что дело это жизненно мне необходимо, всё будет идти своим чередом.
- И какие иллюзии питают вас сегодня?
- Главная моя иллюзия, если хотите – мечта, в исполнение которой я искренне верю – это то, что моя дочка вырастет хорошим человеком. К счастью, некоторые иллюзии становятся явью. Пусть так же случится и в этот раз.
- А как насчёт творческих «иллюзий»?
- Хватило бы сил, будут и новые проекты. Определенные задумки есть, тем более, что многие мне говорят, дескать, почему же, Сапфиров, ты ничего не организуешь в летние месяцы… Но пока рано говорить о чём-либо конкретном.
Искусство вне коммерции
- Многие исполнители пробуют свои силы сегодня в жанре авторской песни… Почему же, как вам кажется, не появляется среди них таких же ярких личностей, каких немало было в шестидесятые годы прошлого века?
- Не соглашусь с вами. Есть необычайно яркие, талантливые авторы. Творчество Ольги Чикиной знают любители авторской песни во многих странах мира. А ведь кроме неё есть ещё Павел Фахрутдинов, Роман Филиппов, Григорий Данской… Другое дело, что всё это не массовое творчество. Примерно так же складывается ситуация и в современной литературе. Огромными тиражами издают Акунина, Пелевина, но чтобы узнать о более серьёзных авторах, вам придётся самому приложить некоторые усилия, поскольку о них не «трубят» на всех углах. Сейчас нет проблем с доступом к информации, всё, что необходимо, можно отыскать в Интернете, было бы желание. Авторская музыка, как и прежде, остаётся некоммерческим жанром. Но, тем не менее, и сегодня талантливый автор будет востребован.
- Сформулирую вопрос иначе… Скажем так, если бы в наше время на музыкальном небосклоне появились Визбор и Окуджава, смогли бы они стать настолько же популярными, какими были в своё время?
- В шестидесятые годы в нашей стране сложилась уникальная ситуация, когда после многих лет прессинга так называемой официальной культуры, авторская песня была воспринята, как свежий воздух. Вряд ли сегодня могло бы повториться нечто подобное. Но… Не исключено, что я ошибаюсь. Поскольку и сейчас даёт о себе знать усталость общества от безликого однообразия массовой культуры. Многие уже пресытились фальшью, показным патриотизмом, наигранными чувствами… Возможно, что в скором времени как раз произойдёт некий всплеск интереса к другому, более искреннему творчеству. В конце концов, русскому человеку без этой искренности, без эмоциональной окрашенности жизни существовать невозможно…
Бардовский «хит-парад»
- По вашим наблюдениям, какие бардовские песни и по сей день чаще всего поют наши рязанские туристы? Какие авторы самые популярные во время ночных посиделок у костра с гитарой?
- Ещё не так давно чаще всего мне доводилось слышать песню Владимира Ланцберга «Парапет». Многие знают её по первой строчке «Пора в дорогу, старина…» Рязанцы любят и поют Визбора, в особенности песню «Ты у меня одна». Поют Кима «Журавль по небу летит», поют Городницкого «Всё перекаты, да перекаты». Поют «Ботиночки» Ольги Чикиной.
К слову, не так давно я удивился, что совершенно незнакомые мне люди подпевают моим песням. Я не считаю себя выдающимся автором, однако когда ты написал то, что понравилось людям, это здорово…
Смотрите также:
- Виктор Петлюра: «Мне всегда приятно играть то, что мне интересно» →
- Мягко и дерзко. В Рязани прошел первый сольник группы «Сироп» →
- В рязанском поэтическом театре вырастают не актеры, а лидеры →