Этой работой, в том числе в рамках внедрения системы долговременного ухода занимаются все социальные учреждения региона. У некоторых в этой сфере есть свои собственные наработки. Опытом работы Комплексного центра социального обслуживания населения г. Рязань делится его директор Тамара БАНДУРКИНА.
На «ты» со смартфоном
— Тамара Сергеевна, вам точно есть что рассказать. Знаю, к примеру, что ваше учреждение одним из первых, если не первым, в городе стало обучать пожилых работе со смартфоном. Откуда появилась такая идея?
- Начну издалека. У нас при Университете третьего возраста уже давно работает факультет компьютерной грамотности. Причём он двухуровневый: для начинающих и для более продвинутых пользователей. Занятия проводят как наши специалисты, так и студенты радиотехнического университета. Во время прохождения курсов компьютерной грамотности пожилые попросили научить их пользоваться и смартфонами. В последнее время родственники очень любят дарить своим пожилым родственникам эти гаджеты. Решили, что надо пойти людям навстречу и открыть курсы. Первую группу быстро набрали. Она уже закончила обучение. Сейчас работаем со второй группой.
— Много ли человек в группе? И как часто проходят занятия?
— В первой было семь, во второй десять. В настоящее время записываем людей уже в третью группу. Курсы оказались очень востребованы. Хотя их проведение мы широко не освещали. Пожилые люди охотно посещают занятия. Причём приезжают к нам со всего города.
Проходят эти курсы раз в неделю на протяжении двух месяцев. Слушатели также получают задание на дом. Преподаватели с ними на постоянной связи - могут, если нужно, и позвонить, чтобы что-то уточнить. Получается, очно-заочная форма обучения.
— Интересно, почему сами родственники не обучают своих пожилых родных работе со смартфоном…
— Говорят, терпения не хватает. Пожилая бабушка не понимает, а внук начинает нервничать. После работы все приходят уставшие и, как говорится, «бабушка, не до тебя». У нас никто не нервничает, занятия проходят в спокойной обстановке. Преподаватель понимает, что пожилые люди не смогут всё понять с первого раза, что память у них уже не та, что раньше, и зрение подводит. Они всему научат. После курсов бабушки и дедушки начинают активно и видео снимать, и фотографиями в месседжерах обмениваться. И в целом они стали активнее общаться с родственниками. А это главное.
Учат финансовой грамотности
— Обучать людей пользоваться смартфонами вы только недавно стали. А университет третьего возраста, если не ошибаюсь, у вас уже давно работает.
— Да, с 2011 он у нас работает. Помню, об их открытии в России только начали говорить, а в нашем центре этот университет уже запустили. Начали с факультета компьютерной грамотности, потом стали и другие факультеты добавлять. К примеру, появился факультет финансовой грамотности. В рамках обучения даже с людьми ходили в банки и учили их там оплачивать разные услуги через терминалы. А когда ввели карточки, на которые стали переводить пенсии, число желающих учиться на факультете финансовой грамотности сразу увеличилось. Всегда большой интерес и к занятиям, которые проводят представители налоговой службы. Они рассказывают о том, как платить налоги, о льготах, разных нововведениях…
— Уверен, часто рассказываете и о том, как не стать жертвой мошенников.
— Совершенно верно. В этом направлении проводим много бесед. Рассказываем и о телефонном мошенничестве, о мошенниках, которые ходят по квартирам, представляясь работниками разных социальных или коммунальных служб. Если честно, в этом направлении нам ещё работать и работать. Как показывает практика, те, кто занимаются мошенничеством, очень подготовлены в плане работы с людьми. Порой очередную бабушку от ограбления спасает только визит какого-то знакомого, родственника или соседа. А так… часто отдают все деньги, чтобы купить какой-то, как они думают, чудодейственный медицинский аппарат.
Будут здоровыми
— В каких ещё направлениях работает университет третьего возраста?
— Культуры и искусства. В рамках этого факультета организовали проведение и лекций по православию. Представители церкви рассказывают о разных аспектах церковной жизни. Многим это интересно. Востребован у нас и социальный туризм. Порой выезжаем до четырёх раз в неделю. В каждой группе по 12 человек.
Всего у нас 47 самых разных туристических маршрутов. Кроме Рязанской области посещаем Зарайск и Коломну. Ещё у нас есть факультеты безопасности жизнедеятельности и психологии. А недавно появился факультет «Будь здоров».
— Читал, что и он не меньше востребован, чем другие.
— Да. В рамках национального проекта «Демография» и входящего в него регионального проекта «Старшее поколение в Рязанской области» мы с этого года включились в реализацию системы долговременного ухода в городе Рязани. Теперь гражданам пожилого возраста доступны на дому услуги сиделок. Это сделает более качественной жизнь наших подопечных. С другой стороны, мы должны сделать всё, чтобы человек не доходил до состояния, при котором ему требуются услуги специалистов со стороны. Работать с такими людьми решили в самом центре.
Но сразу поняли, что приглашать их в отделение дневного пребывания в общую группу, где около 20 человек, не совсем правильно и эффективно. Общую группу посещают люди, которые, несмотря на возраст, ведут активный образ жизни. Многие из них стали даже серебряными волонтёрами. А тут люди, которые после серьёзных травм, инсульта… Они с трудом передвигаются. И нуждаются в особом внимании, в особых занятиях с привлечением медицинского персонала - психолога и медсестры ЛФК.
Начали с разъяснения, что самим людям это нужно. А после с ними начали работать в рамках факультета «Будь здоров». Подчеркну - бесплатно. Этих людей мы сами привозим в отделение, а после отвозим. Везде в сопровождении социального работника. Занятия - два раза в неделю - во вторник и четверг на протяжении трёх месяцев. Первую группу недавно уже выпустили. Правда, не все прошли полный курс. Два человека не смогли продолжать посещение факультета по разным причинам.
Хотят вернуться
— Людям, которые окончили курс, пошёл ли он на пользу?
— Всем слушателям курс пошёл на пользу. Приведу пример. Одна женщина до курса была очень раздражительной и агрессивной. Только и повторяла: «Не трогайте меня», «Отстаньте от меня» и т.д. В конце третьего месяца обучения человек стал неузнаваем. Превратилась в милую добродушную женщину. Другой пример. Мужчина после инсульта. Раньше его обслуживали на дому. Немного закрылся в себе. Но на занятиях буквально расцвёл. Стал шутить, других подбадривать. И физически окреп. До курса листок бумаги не мог удержать руками. А после ими какие только поделки не делал. А в конце мы всем задали вопрос, чем бы им хотелось заняться в будущем? Многие ответили, что хотели бы вернуться к нам.
Недавно, кстати, набрали новую группу. Пока прошли два ознакомительных занятия, чтобы понять, в каком нам направлении двигаться. Группа сложная. 8 человек. У каждого свои проблемы. Но все, что главное, хотели попасть в группу. Ждали, когда начнутся занятия.
— Много ли вообще примеров, когда люди после занятий в вашем центре буквально возвращались к жизни?
— Таких примеров точно много. Вчера эти люди не могли из дома выйти, с трудом одевались, а сегодня уже записываются в дневное отделение и уже сами приходят на занятия. А некоторые вступают в ряды серебряных волонтёров. И уже активно помогают другим пожилым - и с уборкой, и с сопровождением в поликлинику или на прогулку. Хотя ещё недавно сами нуждались в сопровождении.
Ликбез для родственников
— Увы, круглосуточно помогать пожилым людям вы не в силах. Большую часть суток они всё равно проводят с родственниками. Но не все они знают, как надо ухаживать за родными. Можете ли вы им помочь?
— Действительно, в рамках системы долговременного ухода гражданин может рассчитывать максимально на четыре часа ухода в день. Всё остальное время за ним ухаживают родственники. Не все они понимают, что уход - это целая наука. Нужно правильно кормить человека, уметь быстро и безболезненно менять бельё и т.д. К счастью, мы и этому можем обучить. На эти цели учреждению выделили дополнительные финансовые средства.
В первую очередь, обучаем родственников тех людей, которых мы сами обслуживаем, но не только. До конца года у нас есть возможность обучить 95 человек из числа ближайшего окружения людей, нуждающихся в уходе. 20 человек мы уже обучили. Чтобы работа не мешала людям учиться, занятия по договорённости с медицинским колледжем проводим по субботам. В данный момент как раз набираем очередную группу. Как наберём, с ближайшей субботы начнём обучение. По его окончании выпускникам выдаётся сертификат.
Кроме этого, наши специалисты также проходят обучение в Школе ухода. Это программа фонда «Старость в радость». По окончании обучения наши работники получат документ о том, что прошли обучение. В дальнейшем они смогут обучать не только коллег, но и родственников, выходя на дом или организуя для такого обучения группы. Кстати, обучение это планируем проводить в помещении, где скоро откроют пункт проката средств реабилитации.
— А когда откроют пункт проката средств реабилитации?
— До конца года планируем открыть.
— Кстати, а есть ли у вас свой юрист? Многим вашим подопечным, думаю, нужны и юридические консультации.
— Безусловно, мы и бесплатную юридическую помощь оказываем. Часто в отделении дневного пребывания проводим опросы, по каким темам им нужна консультация. А после организуем круглый стол с юристом. В основном люди хотят получить ответы на вопросы, связанные с завещанием, наследованием, приватизацией и т.д. Скоро, к примеру, хотим провести подобную встречу, на котором планируем обсудить и вопросы ЖКХ.