Вопрос, который становится всё более актуальным в наше время и который стал поводом для довольно-таки жаркой дискуссии. Понятно, что если человеку для обращения в суд нужно исковое заявление, надо идти к юристу. Только он может грамотно составить документ. А если речь идёт о простой жалобе? Нужна ли здесь помощь профессионала?
Многие скажут, что нет. Зачем платить деньги, если можно самому написать эту жалобу. Но в Рязани нашлись юристы, которые придерживаются другой точки зрения.
По одному шаблону
Первыми о таких юристах рассказали в региональном отделении Пенсионного фонда России. Там обратили внимание на участившиеся случаи подачи гражданами жалоб в ПФР с требованием пересмотреть размер пенсии и разъяснить основания её назначения в той или иной сумме.
По словам Манова, за подготовку однотипных обращений, которые оформляются по одному шаблону со ссылками на общие нормы законодательства и не содержат конкретных доводов о неправильности исчисления пенсии, пожилой гражданин может отдать до нескольких десятков тысяч рублей.
– Поясняем, что направить в ПФР письмо с требованием разъяснить порядок исчисления пенсии и обосновать размер выплат – это неотъемлемое право гражданина, и реализуется оно в рамках предоставления государственных услуг, которые Пенсионный фонд оказывает бесплатно, – напомнил пресс-секретарь фонда. – Обращение можно подать на сайте Пенсионного фонда РФ, в МФЦ или в клиентской службе ПФР. Специалист проконсультирует и разъяснит порядок начисления выплат. Будьте бдительны и знайте о своих правах.
Вводят в заблуждение?
Чуть позже подобные разъяснения пришлось давать и уполномоченному по правам человека в Рязанской области Наталье Епихиной. Она также обратила внимание, что к ней стали поступать обращения от граждан, написанные юристами.
Заявления, по словам Епихиной, представляют собой текст, написанный на 5–10 страницах. В двух-трёх абзацах некорректно описывается ситуация заявителя без необходимых юридически значимых обстоятельств, а остальные страницы обращения занимают цитаты из нормативно-правовых актов.
– Я считаю, что людей преднамеренно вводят в заблуждение, – уверенно заявила омбудсмен, – Такие «анти-юристы» «работают» с людьми старшего возраста, людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, так как основные темы обращений: перерасчёт пенсий, назначение социальных выплат, установление инвалидности, получение жилья детьми-сиротами и т.д.
Ситуация неоднозначная
Ситуацию мы попросили прокомментировать известного в Рязани юриста и постоянного эксперта нашей газеты Наталью Гринину. Понимаем, тема не самая приятная, но всё-таки…
– В этой ситуации могу лишь поделиться своим опытом. Клиентам, что ко мне приходят, я сразу разъясняю, что есть документы, где не обойтись без помощи юриста. К примеру, человек будет долго бегать по судам, если захочет сам написать исковое заявление, – пояснила Гринина. – А есть обращения и жалобы в разные органы, которые он смело может сам написать. И там моя помощь не нужна. Соответственно, и платить не надо.
Но, на что уже внимание обращает юрист:
Часто люди не хотят сами писать жалобы, наоборот, настоятельно просят за них это сделать.
– Встречала и коллег, которые искренне верили, что жалоба, грамотно составленная ими, будет иметь больший вес, быстрее обратит на себя внимание в ведомстве, куда она направляется, – рассказала Наталья Гринина. – Поэтому ситуация, на мой взгляд, неоднозначная.
Обратили на неё внимание и в прокуратуре Рязанской области. В ведомстве пояснили, что подобные услуги юристов, скорее всего, не являются мошенничеством.
– Но если рязанцы, которые заплатили деньги за написание жалобы, сомневаются, можно обратиться в прокуратуру, – напомнила старший помощник прокурора Рязанской области Юлия Ромашкина. – Наши специалисты проведут проверку. Но к обращению необходимо приложить договор на оказание услуги.