Примерное время чтения: 7 минут
457

Расходы на отходы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и Факты-Рязань №13 27/03/2019 Сюжет Реформа по обращению с ТКО. Что ждет рязанцев?

О том, к каким переменам стоит готовиться жителям Рязанской области, рассказывает генеральный директор регионального оператора «ЭкоПронск» Валерий Матюхин.

Договоры — после тарифов

— Валерий Владимирович, в одном из недавних номеров нашей газеты мы начали разбираться в реформе обращения с ТКО. Однако тогда мы не получили точную информацию о том, кто и как должен будет заключать договоры с региональным оператором. Расскажите, кого нужно считать потребителем и кто должен присылать заявку?

— Потребитель услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами — это любое лицо, физическое или юридическое, которое является собственником таких отходов. И мы как региональный оператор должны со всеми, кто проживает или зарегистрирован на территории Рязанской области, заключить договоры. И с теми, кто живёт в многоквартирных или частных домах, и с владельцами нежилых помещений, объектов, земельных участков, садоводческих товариществ, гаражных кооперативов. Кстати говоря, если, к примеру, у одного человека в собственности не один такой объект, то не обязательно заключать несколько соглашений. Договор может быть единым. Основание для его заключения — заявка потребителя. Мы уже ознакомили потенциальных потребителей с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО, разместив его на своём официальном сайте, сайтах администраций муниципальных районов и городских округов, а также в СМИ.

— Процедура заключения договоров начнётся после утверждения тарифов. Какие сроки будут у потребителей?

— В течение 10 рабочих дней после того, как нам утвердят тариф, мы должны довести доступными способами до всех потенциальных потребителей предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. На протяжении 15 рабочих дней с момента размещения предложения надо подать заявку. После её получения мы заполняем договор в двух экземплярах и отправляем потребителю. Он ставит подпись и один экземпляр возвращает нам. И если разногласий не будет, то на 16 день соглашение вступает в силу. С типовым договором, как я уже сказал, можно ознакомиться уже сейчас. Если потребитель не направит нам заявку или мотивированный отказ, договор по закону считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после нашего извещения.

— Получается, каждый индивидуально должен прислать заявку, в том числе жители многоквартирных домов? Или за них это смогут сделать управляющие компании?

— По старому положению мы должны были заключать договоры лично, то есть с каждой квартирой отдельно. Теперь есть возможность подавать заявки через управляющую компанию. Но и самостоятельно это делать тоже можно. Есть же, например, дома, которые управляются непосредственно жильцами. Поэтому в любом случае документально всё будет оформлено. Договор действует год, затем автоматически продлевается.

Будут ли льготы?

— Вопрос, который волнует рязанцев больше всего. Как будет рассчитываться тариф? И есть ли прогнозы, какова будет его величина?

— Тарифы появятся только на последнем этапе подготовительной работы. Лишнего в них ничего не будет. Только те расходы, которые мы после подсчётов обоснуем перед Региональной энергетической комиссией. Дело в том, что на данный момент вывоз мусора включён в плату за содержание жилья. Но цена эта, как правило, ничем не обоснована и не подтверждена. И бывает сложно разобраться, откуда берётся та или иная сумма. Разница по отдельным муниципальным образованиям достигает 5-8 раз. Есть и 20, есть и 150 рублей с человека в месяц. Как видите, разброс большой. Причиной тому — необъективность управляющих компаний. Тариф, который введут в рамках реформы, будет единым. Он сложится из суммы затрат по всем этапам движения отходов, начиная со сбора и заканчивая захоронением «хвостовых» остатков. На пути будет ещё транспортировка, сортировка, какие-то промежуточные моменты вроде перегрузки. Цены на услуги по перевозке отходов должны пройти предусмотренную законодательством процедуру торгов. Мы сейчас как раз готовим документы для аукциона. Будем выбирать перевозчиков. Параллельно мы должны будем заключить договоры с полигонами, объектами сортировки или обработки, как её теперь называют, и другими звеньями цепочки. То есть со всеми участниками процесса обращения с отходами, которые отражены в территориальной схеме. Так вот, всё это подсчитывается и относится на рассмотрение в РЭК. Есть определённые методики. Вычисляется цена за кубометр отходов, умножается на утверждённый норматив накопления. И так получается конечный тариф. Мы приложим все усилия, чтобы этот тариф не был обременительным для населения области.

— Дмитрий Медведев в обращении к губернаторам привёл в пример регионы, в которых для отдельных категорий населения предусматриваются льготы. Будет ли такая система в Рязанской области?

— Льготы — это не прерогатива регионального оператора. Это обязанность органов соцзащиты. Можно провести аналогию с платой за капремонт. Платят за него все жители многоквартирных домов, независимо от возраста или наличия каких-либо льгот. А по линии соцзащиты в соответствии с законодательством определённым категориям населения какая-то часть суммы, или даже вся полностью, возвращается.

Еще наверстаем

— Реформа обращения с твёрдыми отходами предполагает введение раздельного сбора мусора. В регионе к самостоятельной сортировке людей уже несколько лет приучают волонтёры. Например, свои акции проводит Экологический рязанский альянс. Что будет с этими акциями впоследствии? Останется ли в них необходимость?

— Раздельный сбор будет внедряться повсеместно. В Рязани более 1000 контейнерных площадок, на 65 из них мы уже установили контейнеры двух видов — для вторсырья и несортированного мусора. Волонтёры, которые занимаются этими акциями, конечно, делают благое дело. Но все потоки мусора должны вписываться в территориальную схему обращения с отходами. И мы как региональный оператор должны эти потоки контролировать. Дело в том, что любой новый объект, будь то полигон, сортировочный комплекс или мусороперерабатывающий завод, проходят так называемую стадию технико-экономического обоснования. И на этой стадии необходимо знать, каков будет состав поступающих отходов. Если из отходов предварительно выбрать все полезные компоненты, органику, то будет нарушена не только технология, но и вся экономика огромного предприятия.

— На заседании генпрокуратуры Юрий Чайка упомянул Рязанскую область в числе регионов, которые отстают в осуществлении реформы. Так ли это?

— Если область и отстаёт, то по объективным причинам, имеющим давние корни. Мне приятно, что в последнее время между нами и профильными министерствами и ведомствами достигнуто взаимопонимание, хотя отдельные недоговорённости и нерешённые проблемы ещё есть. Поэтому я надеюсь, что мы всё наверстаем. Есть, конечно, определённые трудности. Требует доработки территориальная схема. Многие места не охвачены организованным вывозом отходов. У нас в области более 2600 населённых пунктов. А мусор вывозится менее чем из 800. Это около 30%. Понятно, что оставшиеся более 1800 населённых пунктов — это небольшие сёла и деревеньки, и в них проживает только 11% населения. Но, по новым правилам, все жители области должны быть охвачены регулярным вывозом отходов.

ДОСЬЕ
Валерий МАТЮХИН. Генеральный директор ООО «ЭкоПронск», регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Рязанской области. До 2016 года в составе предыдущего правительства Рязанской области был министром топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. До этого занимал должность замминистра в том же ведомстве. Ранее работал начальником управления ЖКХ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах