Уникальный комплекс из 23 павильонов построили в 50-е годы прошлого века. Сейчас городок используется только как рынок. Половина павильонов находится в частной собственности. Большая часть территории – в плачевном состоянии.
В городе всерьёз заинтересовались состоянием этой площадки. Уже начали предлагать проекты, которые можно было бы там реализовать. Но всё пока что только на словах…
Руками добровольцев
- Мы занимаемся благоустройством, потому что не можем равнодушно смотреть на происходящее, - поделился Алексей. - Субботников, которые проводятся здесь раз в год, недостаточно. Вся территория с её уникальной архитектурной ценностью утопает в нечистотах рынка.
Добровольцев собирается крайне мало: по 2-3 человека. Но процесс всё-таки идёт. Больше никто пока за это место не берётся…
Точка креатива
Но пути развития предлагаются. Так, 18-19 мая в городе прошла стратегическая сессия, на которой обсудили проекты, которые можно было бы внедрить в рязанской ВДНХ. Идеи прозвучали разные - от создания зоны отдыха в советском стиле и волонтёрского центра до организации выставки потенциалов районов области и открытия ЗАГСа.
- В Рязани не так много объектов, интересных для туристов. Поэтому нужно поддерживать проекты, которые увеличат число привлекательных локаций, - сказала руководитель Центра развития туризма Оксана Кутукова. - На наш взгляд, в Торговом городке точно прижился бы проект креативного бизнес-кластера. Во-первых, такому бизнесу всегда сложно найти площадки для самореализации. А на рязанской ВДНХ примерно половина помещений в муниципальной собственности. Это позволило бы облегчить арендную плату для бизнесменов.
Да и многие проекты, как считает Оксана, требуют больших инвестиций, которые найти сложно. А креативный бизнес - это возможность так называемой «отложенной реставрации»: площадка со временем стала бы развиваться сама по себе.
Дела важнее слов
- Восстановленный и приспособленный к современной городской социокультурной среде комплекс Торгового городка может сыграть роль системообразующего объекта городского, областного и межрегионального уровня. Для Рязани он внесёт вклад в развитие близлежащих объектов - Лесопарка, сада юннатов и так далее, - обратил внимание профессор кафедры культурологии РГУ имени С.А. Есенина Александр Соловьёв. - Для жителей прилегающих новостроек (как и для жителей всего города) это был бы один из ведущих объектов культурного досуга.
По мнению Александра Соловьёва, Торговый городок мог бы стать местом, интегрирующим культурное наследие районов области. Тем самым выполнялось бы функциональное назначение рязанской ВДНХ. Как вариант - сделать экспозицию, посвящённую истории, культуре, экономике районов, а также проводить ярмарки и фестивали. Привлечь посетителей помогло бы и то, что городок находится на пересечении нескольких межрегиональных туристических маршрутов.
Пока что прошедшая сессия и добровольческая работа инициативной группы Алексея Бирюкова - единственные продуктивные подвижки в этом направлении. И это несмотря на то, что в конце прошлого года Торговый городок включили в перечень выявленных объектов культурного значения области.
- Всё-таки на сессии мы в очередной раз убедились, что лучше делать маленькое дело, чем говорить громкие слова. Неравнодушные люди высказали своё видение проблемы, но проблема в том, что на обсуждении не хватало представителей власти, - сказал Алексей Бирюков. - В конце концов, без реального бюджета и одобрения госорганов всё это - фантазии горожан.