С какими проблемами сталкиваются дольщики строящихся домов, на что жалуются? Как часто реклама жилья не совпадает с реальностью? Об этом и многом другом рассказывает председатель Совета Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов.
«Шубу» украли!
- Олег Николаевич, с какими жалобами к вам сейчас обращаются владельцы новостроек?
- Очень часто бывают ситуации, когда через год-два в новостройке появляется плесень. Люди купили квартиру, сделали ремонт, а потом через несколько лет в углу образовался грибок, на подоконнике - лужа, линолеум вспучился, потому что вентиляция или отопление не работают как надо. Люди, как правило, не знают, что в течение гарантийного срока службы потребитель вправе предъявлять требования строительной компании. В случае простых недостатков минимальный гарантийный срок на объект недвижимости составляет пять лет с момента сдачи его в эксплуатацию.
Если же недостатки существенные (например, треснула стена), то у человека есть право предъявлять требования в течение 10 лет. Срок службы может быть установлен и прописан в договоре на строительство дома.
- Какой недостаток самый распространённый?
- Это промерзание стен. Когда проводят независимые строительно-технические экспертизы, выводы, как правило, говорят о том, что дом не утеплён. Либо нарушена технология строительства. Нет так называемой «шубы» со стороны улицы, которая препятствовала бы промерзанию стен. Как-то раз мы доказывали, что такую «шубу» попросту украли. Строители сэкономили на материалах, и в квартире стали промерзать стены, внутренняя отделка пришла в негодность. Был случай, когда хозяева квартиры уехали за границу. Когда же они вернулись и открыли шкаф, оказалось, что норковая шуба вся покрыта зелёной плесенью. Конечно, и общий вид внутренней отделки оставлял желать лучшего. Надо было менять линолеум, переклеивать обои.
Вообще, за всё время работы я видел разные фотографии с мест, где вели строительные экспертизы. Цвета, которые приобретают промерзшие обои, были на любой вкус: и белые, и розовые, и чёрные и синие, и голубые.
- Куда обращаться с претензиями в таких случаях?
- В досудебном порядке предъявляйте ваши требования строительной организации. Рекомендую сначала произвести строительно-техническую экспертизу (важно не путать её с оценочной). А потом в письменном виде изложить требования о возмещении убытков в строительную организацию, указав в какой именно срок они должны это сделать. Не идите на поводу у строителей, которые предлагают сделать ремонт быстро! Настаивайте, чтобы вам вернули деньги. Слишком мала вероятность того, что те люди, которые сдали дом с недостатками, выполнят работу качественно.
Решение – за судом
- Что делать, когда строительная организация отказывается выплатить деньги?
- Если в течение того срока, который вы обозначили, сотрудники организации отказываются это сделать или гордо молчат, то вам нужно отправить заказное письмо с уведомлением. Квитанцию лучше сохранить. Не расстраивайтесь, если конверт придёт обратно. По новым нормам Гражданского кодекса отправленную корреспонденцию, указанную в договоре долевого строительства, считают полученной. Пусть этот конверт в дальнейшем вскроет судья. Если вам так и не возместили убытки, обращайтесь за судебной защитой.
- Люди зачастую избегают судов, не хотят отстаивать свои законные права, считают это дорогим удовольствием. Стоит ли игра свеч?

- Однозначно стоит! В соответствии со статьёй 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребители освобождены от оплаты пошлины. При этом, если вы обратились с иском в частном порядке, то его цена может составлять до миллионарублей. Если через общественное объединение - предела нет. Ещё за нарушение сроков возмещения убытков полагается неустойка, которая равна 3% в день от общей их стоимости. Т.е. если размер ущерба оценили в 200 тыс. руб., и через десять дней эту сумму вам не вернули, то на одиннадцатый день вы получаете неустойку 6 тыс. руб. Но важно помнить - размер неустойки не может превышать стоимости квартиры или стоимости устранения недостатков, а также размера убытков, которые подсчитал строительный эксперт. Собственник квартиры также может просить вернуть потраченную на вынужденную производственную экспертизу сумму. Но и это ещё не всё. Вы вправе требовать компенсацию морального вреда. Причём, предъявлять требования могут все жильцы, зарегистрированные в квартире. Потребитель, который предъявил в досудебном порядке требования о возмещении убытков и не получил ничего, дополнительно может настаивать на выплате ему штрафа в размере 50% от всех присуждённых в его пользу сумм. Судиться дороже, господа строители! Давайте уважать тех, кто вамприносит деньги!
«Воруют нещадно»
- Когда рекламные объявления не соответствуют действительности, значит, дольщиков обманули и у них опять же украли деньги. Можно ли их вернуть?
- Можно и нужно. Понятно, что у большинства из нас нет специального строительного образования. Зато есть кошелёк, и мы платим за работы, которые должны быть качественными и безопасными. В рекламе всё выглядит красочно. Навороченный особняк может оказаться при проверке примитивным зданием. Воруют нещадно. Показательный пример - когда в Московском районе построили «элитный» дом, на одном из этажей украли два ряда кирпичей. Из-за этого высота потолков уменьшилась. Владельцы квартиры досрочно заказали мебель. Естественно, шкафы не смогли вмонтировать.
В итоге дело закончилось расторжением договора по существенным недостаткам. Суд встал на сторону потребителя, которого обворовали.
- Олег Николаевич, если подытожить, в случае, когда есть претензии к застройщикам, что бы вы рекомендовали?
- Я бы рекомендовал сначала стать собственником, чтобы у вас на руках было свидетельство. А уже потом предъявлять претензии. Сложность состоит в том, что если вы до стадии передачи квартиры в собственность начнёте предъявлять претензии, если это явление массовое, то вы эту квартиру можете не получить. В наш неспокойный экономический век могут быть различные ситуации: и банкротство компаний, и их нежелание нести какуюлибо ответственность.
Досье
Олег Попов, правозащитник, председатель Совета Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей «Человек».
Окончил Московский институт менеджмента экономики и права по специальности юриспруденция.
Участник учредительных конференций по созданию Международной федерации обществ потребителей, Союза потребителей России, Всероссийской лиги защитников потребителей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть