Наверное, каждому жителю областного центра знакома ситуация, когда приходится долго стоять на остановке в ожидании нужной маршрутки, а потом ехать в битком набитом транспорте. Хорошо, если без происшествий.
Ситуация давно требует каких-то перемен. Компания из Санкт-Петербурга провела исследование и предложила варианты развития рязанской сети регулярных перевозок. Концепции вынесли на обсуждение, но претензий к ним немало…
Много дублей
- Конечная цель - сделать жизнь в городе комфортней для его жителей. Решение нужно искать в рамках тех средств, которыми мы располагаем, - сказала и.о. главы администрации Рязани Елена Сорокина. - Одно нужно учитывать точно: муниципальный транспорт необходимо сохранить.
Исследования проводили в апреле 2018 года. В рабочий день подсчитали загруженность общественного транспорта, интервалы движения и другие показатели. Как рассказал научный руководитель проекта по исследованию пассажиропотока Василий Рубаник, при анализе доли выпуска транспортных средств выяснилось, что 81% составляют маршрутки. На троллейбусы приходится 13%, на автобусы - 6%. Да и большая часть пассажиров - 71% (а это около 230 тысяч человек) ездят как раз на маршрутках.
- Маршрутная сеть характеризуется большой долей дублированности и концентрацией транспортных средств на одних и тех же направлениях, - обратил внимание Василий Рубаник. - Получается, что на один муниципальный маршрут приходится два коммерческих. Кроме того, нет единой системы оплаты проезда. А технический парк в неудовлетворительном состоянии.
Предложили три варианта. Самый подходящий тот, при котором сохранятся и регулируемые, и нерегулируемые тарифы. Предполагается, что такой подход позволит не нагружать городской бюджет. В маршрутной сети будет несколько магистральных маршрутов. И построят её таким образом, чтобы в любую часть города можно было добраться с максимум одной пересадкой.
Откуда цифры?
С проектом ознакомились депутаты гордумы, представители администрации, общественных объединений и перевозчиков. И первое, что их не устроило, - достоверность статистических данных.
Не устроило депутатов и то, что не предусматривались планы по строительству жилых микрорайонов. Особенно в Дашково-Песочне.
- Необходимо помнить, например, об улице Кальной. Там строятся дома, скоро появится школа и так далее, - обратил внимание депутат Алексей Захаров. - Надо заранее планировать, что там будет, потому что потребность в транспорте точно возрастёт.
По словам и.о. заместителя главы администрации Владимира Бурмистрова, за кадром осталось и состояние муниципальных предприятий. А одной из главных целей новых концепций как раз должно было стать улучшение их состояния.
- Не предполагается обновление ни в УРТ, ни в автоколонне, а при этом отмечается, что состояние техпарка неудовлетворительное, - сказала депутат Эвелина Волкова. - Нам нужно просчитать всё так, чтобы экономическое положение муниципальных перевозчиков хотя бы на основном этапе улучшилось.
Платить придётся дважды
- За прошедшие 10-15 лет наши горожане привыкли, что удобно и без пересадок можно доехать с одной части города в другую за 23 рубля. В концепции предполагается, что пустят автобусы большей вместимости и отменят ряд маршрутов. Например, из Божатково, Октябрьского городка, Мехзавода, - обратила внимание депутат Елена Волкова. - На окраинах, получается, время ожидания транспорта увеличится. Тем самым вводится дифференцирование. Если ты живёшь в центре, то ты можешь уехать за пять минут, а в других частях города ты будешь автобус ждать по 50 минут. Это неправильно. Нужно, чтобы время ожидания было не больше 10 минут.
Кроме того, по словам Волковой, если ездить с пересадками, за проезд придётся платить дважды. В таком случае стоило бы пересмотреть принцип расчёта тарифа. Например, сделать временное ограничение. За 23 рубля - час езды.
Концепция пока что осталась без поддержки. Проект отправили на доработку до октября…