Казалось бы, сегодня уже никто не сомневается в необходимости детского кресла: только оно может спасти малыша в случае ДТП. Об этом говорят и проведенные исследования: при автомобильной аварии детские удерживающие устройства снижают риск летального исхода среди младенцев на 71%, среди детей от года до 4 лет - на 54%.
Сегодня производители предлагают целый ряд моделей детских автомобильных сидений, предназначенных для безопасной перевозки детей от младенческого возраста до 10 лет, и при помощи специалиста можно без труда подобрать подходящее детское кресло, исходя из возраста ребенка, его роста, веса, собственных материальных возможностей.
А если ребенок уже вырос из детского кресла? Если он просто стал стесняться в нем ездить? Да, трудно усадить, например, семилетнего школьника в «люльку» для младенцев!
Надо сказать, что и сами ПДД довольно расплывчаты в этом вопросе. В Правилах сказано: «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и возрасту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности...» (п. 22.9).
Но что понимать под «иными средствами»? Правила прямо это не регламентируют. Если подходить формально, то такими «иными средствами» может считаться, например, подушка или некая подстилка. Главное условие - ребенок должен быть приподнят так, чтобы ремень безопасности проходил через плечо и грудную клетку, а не через шею юного пассажира. Иначе в случае аварии ремень просто превратится в удавку и не только не спасет ребенка, а напротив, может привести к тяжелой травме или даже гибели.
Но это только формально. На самом деле ни подушку, ни подстилку использовать нельзя категорически. Ни то, ни другое не является удерживающим устройством. Краш-тесты показывают, что они не держат форму и не могут должным образом быть зафиксированными в автомобиле. В случае аварии существует большой риск того, что подушка просто выскользнет из-под ребенка и ремень серьезно травмирует детскую шею.
В этом случае специалисты рекомендуют использовать только так называемые бустеры - специальные сиденья-подкладки без спинки, которые приподнимают ребенка так, чтобы его можно было безопасно зафиксировать автомобильным ремнем, рассчитанным на рост взрослого человека (от 150 см). Они надежно фиксируются и не выскальзывают из-под маленького пассажира при аварии или резком торможении.
Кроме того, и самим детям бустер нравится: сидишь высоко, удобно, всё хорошо видно в окно, а долгая дорога не кажется такой утомительной. Пока ребенка в машине нет, бустер может храниться в багажнике автомобиля, практически не занимая места. По стоимости бустеры значительно дешевле, чем детские кресла. Впрочем, уместно ли говорить о цене, когда речь идет о жизни ребенка?