Оправдано ли беспокойство горожан по поводу новой схемы движения на площади? Сохранят ли зелёные насаждения возле памятника? Об этом и многом другом мы говорим с архитектором проектной группы, которая занимается благоустройством площади Ленина, Ильёй Стюхиным.
Сроки будут сжатыми
– Илья, расскажите, какова ваша роль в этом проекте, и на каком этапе он сейчас находится?
– Я – один из разработчиков концепции реконструкции площади Ленина, представленной в январе этого года. В настоящее время заканчивается разработка рабочего проекта, и моя роль заключается в ведении авторского надзора. Авторский надзор существует для того, чтобы в процессе реализации под давлением обстоятельств и возникающих сложностей не потерялся первоначальный смысл проекта. Я работаю с проектировщиками, рассказываю им, как и для чего мы принимали конкретные проектные решения, можно ли их изменить без вреда для проекта. На этапе реализации суть работы не изменится, только взаимодействовать нужно будет уже с подрядчиком.
– Каковы границы работ первого этапа? Реально ли выполнить всё задуманное до конца июля?
– На первом этапе проекта организуют правый поворот с улицы Первомайский проспект на улицу Горького, благоустроят территорию вокруг памятника Ленину и за ним, а также создадут прямую пешеходную связь с улицей Почтовой (как это было показано в Концепции). Несмотря на жёсткие рамки бюджета, в первый этап проекта удалось включить все необходимые мероприятия для того, чтобы полностью изменить внешний вид этого участка площади. Приняли решение убрать под землю воздушные линии электропередачи и другие бесконечные мотки проводов, свисающие с опор освещения, заменить эти опоры, расширить тротуары, очистить и восстановить гранитные и металлические ограждения зелёной зоны вокруг памятника, и, конечно, создать инсталляционный объект «Екатерининский план города Рязани». Как архитектор, я не могу говорить от лица будущего подрядчика, тем более, что конкурсная процедура ещё не закончена, и соответственно, он ещё не определён. Но, конечно, сроки работ будут очень и очень сжатые.
– Кстати, каков бюджет проекта?
– Бюджет первого этапа составляет 18 699 999 рублей. Его могут откорректировать в сторону снижения по окончании торгов.
– А как оформят участок исторической брусчатки возле памятника?
– На площади раскинется огромная стилизованная карта Рязани на 1909 год, выполненная из брусчатки натурального камня разных цветов. Тот фрагмент исторического мощения, который был вскрыт при проведении работ по ремонту дорожного покрытия, интегрируют в эту карту. Так мы хотим познакомить рязанцев и гостей нашего города с нашей историей, показать им кусочки настоящей Рязани.
Сложно, но возможно
– Какие неожиданности, «подводные камни», расхождения с планом могут обнаружиться перед началом работ?
– Конечно, в процессе проектирования возникает множество сложностей. В основном они связаны с огромным количеством инженерных систем, размещаемых под площадью и улицами. Всё это усложняет проектирование, в особенности, размещение новых зелёных насаждений. Также очень много сил и времени специалистов потребовалось, чтобы спроектировать отвод воды с новой пешеходной зоны. Работа на территории исторической застройки всегда очень и очень сложная. Но пока, кажется, что всё получается очень близко к тому варианту, который мы представили в концепции. Очень рассчитываю, что мы не разочаруем горожан, поддержавших наш проект на этапе его обсуждения.
– Рационально ли решение снести недавно (в 2017 году) уложенный асфальт на площади Ленина ради её благоустройства?
– Мы предлагаем существенно расширить пешеходную зону, увеличить ширину тротуаров. Никто не собирается срезать прошлогодний асфальт и укладывать вместо него новый. Тот участок, на котором продлят улицу Горького, будет «увязан» с ремонтными работами, выполненными ранее.
Зелени не убавится
– Помнится, общественности заявили о том, что деревья в пользу благоустройства вырубать не планируют? Теперь выясняется обратное. На сайте госзакупок среди видов работ значится выкорчёвка старых деревьев и кустарников и посадка молодых. Новые деревья войдут в силу только лет через 20. Не лишаем ли мы центр зелёной защиты?
– Действительно, значимость деревьев в городской среде очень трудно переоценить, срок «службы» каждого дерева значительно дольше, нежели любого объекта благоустройства. Это подразумевает невероятно бережное отношение к зелёным насаждениям со стороны проектировщика. Поэтому в ходе работы над проектом мы шли на существенные его изменения для того, чтобы сохранить деревья, которым там сейчас растут.
– Расскажите конкретнее, каким образом старые деревья впишутся в проект, и в каких случаях их заменят на новые?
– На первом этапе реализации проекта благоустроят зелёную зону вокруг памятника. Внимательный горожанин наверняка отмечал, что в линейной посадке за памятником наблюдаются «прогалы». Некоторая часть зелёных насаждений была утеряна. Также, несколько деревьев сейчас находятся не в лучшем состоянии. Эти деревья подлежат замене. Их действительно всего несколько – два или три. Новые высадят в те «прогалы», о которых я говорил ранее.
В месте обустройства прохода к улице Почтовой (за памятником Ленину) несколько деревьев попадают в новую пешеходную зону, но проектировщики приложили огромные усилия к их сохранению. Деревья защитят подпорными стенками. Они останутся, продолжая выполнять свои функции и радовать горожан. Вопрос о спиле старых деревьев с последующими высадками новых стоит очень остро. Действительно, новые деревья приживаются и растут очень долго, а посадки так называемых крупномеров стоят дорого и плохо адаптируются. Но нужно учитывать и другое. Срок жизни деревьев (в частности, лип) всё равно ограничен, и если своевременно не производить высадку новых деревьев, то однажды мы столкнёмся с тем, что заменять придётся все деревья одновременно, и вот это как раз создаёт риск оставить город без зелёного каркаса.
Водители, спокойствие!
– Насколько тщательно проработана транспортная схема? Она вызывает больше всего волнений и сомнений у горожан.
– После того, как утвердили концепцию благоустройства, в рамках рабочего проектирования мы привлекали транспортных специалистов. Они выполнили расчёты транспортных потоков, и на основании этого корректировали проектные решения.
Беспокойство относительно общей дорожно-транспортной ситуации понятно, но не оправдано. Да, действительно, произойдут серьёзные изменения в организации движения транспорта на участке площади Ленина, улиц Горького и Маяковского. Но все они моделировались и прорабатывались в самых разных вариациях, выбран оптимальный вариант. Конечно, в момент введения в действие новой схемы организации движения неизбежно возникнут затруднения, не исключено, что автомобилисты будут ругать город и проектировщиков. Чтобы минимизировать последствия нововведений, следует заранее проводить информационную работу среди водителей. Тогда срок адаптации сократится, и горожане смогут оценить предложенную им новую транспортную схему. Она должна стать более удобной как для водителей, так и для пешеходов.
– В заключение скажите немного о рабочей группе. Как вы считаете, почему этот проект доверили молодой группе дизайнеров и архитекторов? Дело, всё-таки, ответственное, требует немалого опыта.
– Мы работаем в команде, имеем профильное образование. Двое ребят (включая меня) оканчивали рязанский Политех, являются архитекторами. Ещё двое оканчивали рязанский институт культуры, они – дизайнеры. Пятый член нашей команды из Иванова, тоже архитектор. Почему нас выбрали? Не я принимал такое решение. Предлагаю оценивать сам проект, а не тех, кто его делал. Кроме того, принимая во внимание общий уровень качества городской среды в Рязани, рискну сказать, что не всякий опыт хорош.
Досье
Илья Стюхин, архитектор проектной группы.
В 2013 году окончил Рязанский политехнический институт. Работает архитектором. В составе проектной группы разработал несколько градостроительных проектов и ряд конкурсных проектов для Рязани и Тулы.