К счастью, далеко не всегда телефонным аферистам удаётся обмануть своих жертв. Некоторые истории заканчиваются благополучно. В одной из них оставить без денег мошенников помогла наша редакция.
Рязанка Татьяна почти стала жертвой жуликов, но вовремя позвонила своей сестре Светлане — нашей читательнице, с которой ранее уже общались по теме мошенничества.
Продиктовала четыре цифры
В недавнем прошлом Светлана рассказывала нам, как мошенники несколько раз предлагали ей продлить услуги связи. Девушка сразу их раскусила. А об общении с аферистами подробно рассказала «АиФ-Рязань». И вот недавно столкнуться с жуликами пришлось её сестре Татьяне. Только в её случае способ обмана был ещё более изощрённым.
Девушки позвонил неизвестный и представился сотрудником домофонной компании. Что интересно, Татьяна никогда не отвечает, если на экране телефона отображается незнакомый номер. Но в этот раз почему-то ответила. Мужчина сказал, что в подъезде её дома поменяли домофон. И буднично так предложил спуститься, чтобы забрать новый ключ. Татьяна ответила, что она сейчас не дома. Незнакомец предложил оставить ключ у соседей. Рязанка согласилась, но мужчина продолжил разговор. Сказал, что ключ этот не сразу будет работать, а дверь в подъезд 2-3 дня надо будет открывать, набрав специальный код. И он назвал этот код, а чтобы девушка не забыла, предложил отправить его в сообщении.
Код действительно тут же пришёл, но Татьяна сразу заметила, что цифры там были другие. Обратила на это внимание. «А какие там цифры? — якобы удивлённо спрашивает мужчина. Рязанка, ничего не подозревая, называет их. — Ну коли система выбрали эти четыре цифры, пусть они будут вашим кодом, а которые я назвал, предложу владельцам другой квартиры».
А Татьяна в этот момент на заднем плане слышит свою фамилию и имя, а после слова: «...вход в Госуслуги совершён». Девушка кладёт трубку, дрожащими руками пытается зайти в свой аккаунт, но уже не может этого сделать... Неудачей обернулись и все попытки вновь поменять пароль.
Жулики не дозвонились!
И как раз в этот момент Татьяна позвонила сестре. А Светлана, в свою очередь, обратилась за помощью в нашу редакцию. Мы посоветовали бегом бежать в МФЦ, чтобы вернуть контроль над аккаунтом на «Госуслугах».
А ещё предупредили, что сейчас будет шквал звонков с незнакомых номеров — отвечать нельзя. На другом конце трубки наверняка представятся сотрудником правоохранительных органов — МВД или ФСБ, начнут угрожать, что на девушку мошенники оформляют кредиты, что деньги они отправят на финансирование украинской армии, что саму рязанку за это посадят в тюрьму, что надо срочно все средства, в том числе заёмные, самой отправить на якобы безопасный/резервный счёт. И делают всё это они крайне убедительно.
Татьяна послушала совета и не стала отвечать на звонки, которые действительно начались после взлома аккаунта. Потом пришло сообщение с текстом, мол, у вас изменился пароль на Госуслугах. Если это не вы сделали, срочно позвоните по таким-то номерам. Естественно, мы посоветовали не делать этого. «Я, кстати, потом эти номера проверила в Интернете. Да, действительно, люди рассказывали, что их использовали мошенники, но в других регионах», — рассказала Светлана.
Сестра, в итоге, в МФЦ в тот же день восстановила себе аккаунт на Госуслугах. А Светлана при встрече помогла ей оформить самозапрет на кредитование. Кстати, о такой возможности читательница как раз узнала, прочитав одну из наших статей. Как и том, как мошенники используют «Госуслуги», чтобы оформить кредиты в микрозаймовых организациях на специальных сайтах. Подать заявку и оформить кредит там может только человек, который будет идентифицирован через «Госуслуги». «Теперь будем выяснять, успели ли мошенники подать заявку на кредит», — сказала Светлана. Наша редакция, на всякий случай, и тут подсказали, как это можно сделать.
Историй может быть много
Начальник отдела по раскрытию мошенничеств и преступлений, совершаемых с использованием информационных телекоммуникационных технологий, управления уголовного розыска УМВД по Рязанской области Алексей Трухачёв напомнил, что кроме «замены» домофона, мошенники также «меняют» счётчики, «оформляют» новые медицинские полисы, «продлевают» услуги связи, «записывают» в поликлинику или в Социальный фонд России и т.д. Схем много.
«Меняются истории, но цель одна — уговорить человека сказать заветные цифры, с помощью которых они меняют пароль в аккаунте Госуслуг, — пояснил Алексей Трухачёв. — А далее второй этап, который вы уже описали — появление лжесотрудников правоохранительных органов».
Они, кстати, порой разыгрывают для своих жертв целые спектакли. Мол, не верите мне, сотруднику полиции? Сейчас информацию подтвердит сотрудник Банка России. И тут же жертва слышит в трубке голос другого человека. «Переключение между различными ведомствами в рамках одного телефонного звонка невозможно, — напоминает начальник отдела безопасности рязанского отделения Банка России Владимир Гришин. — Если во время разговора предлагают пообщаться последовательно с сотрудниками разных госструктур — это признак мошенничества».
До Татьяны они, к счастью, не дозвонились. Но будут попытки связаться с другими потенциальными жертвами. Увы, угроза реальная. Стоит всегда сохранять бдительность. В пресс-службе УМВД России по Рязанской области сообщили, что за 6 месяцев в нашем регионе зарегистрировано 630 дистанционных мошенничеств. У жителей украли более 332 млн рублей...
Важно
Начальник отдела по раскрытию мошенничеств и преступлений, совершаемых с использованием информационных телекоммуникационных технологий, управления уголовного розыска УМВД по Рязанской области Алексей Трухачёв просит обратить внимание: мошенники стали использовать пенсионеров для совершения преступления.
«Сначала обманывают одного пожилого человека. Он свои деньги или переводит, или отдаёт курьерам, думая, что действительно разговаривал с правоохранителями. А те начинают его дальше использовать. Просят оказать содействие. Мол, есть пенсионеры, которые не могут выйти из дома, но им надо тоже помочь перевести деньги. Пенсионер, который сам потерпевший, помогает и, в итоге, становится соучастником преступления. Он забирает деньги у таких же пожилых людей, а дальше или переводит, или отдаёт курьерам, думая, что помогает следствию», — рассказал Алексей Трухачёв.
В общем, поговорите со своими пожилыми родственниками, предупредите их об этой схеме мошенничества!
Другие наши материалы по мошенникам можно прочитать по ссылке.
Залезают в души своих жертв. Как мошенники используют наши слабости?
Самозапрет и долга нет! Рязанцы могут защитить себя от мошенников
«Актеры» аферистского «театра». Кем сегодня представляются мошенники?
Жулики и Новый год. Как мошенники используют праздники в своих целях?
Цена ошибки. Что делать, если жулики взломали Госуслуги и оформили кредит?