aif.ru counter
691

Рязанский приют народного художника

Фото: www.ryazanreg.ru

Жизнь и творчество выдающегося художника современности, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Виктора Ивановича Иванова самым тесным образом связано с селом Исады, что привольно раскинулось на берегу Оки неподалеку от городища Старая Рязань.

Виктор Иванов.Автопортрет.2001

Будущий живописец родился 2 августа 1924 года в Москве, но большая часть его жизни связана с рязанским краем. Его мать, Дарья Ивановна Тимохина, была родом из рязанского села Ряссы. Сюда Виктор ежегодно приезжал на летние каникулы к бабушке. Со временем рязанская земля стала для живописца воплощением образа Родины и нашла глубокое отражение в его творчестве. Любимая река Ока с ее раздольными лугами является с его полотен полноправной героиней и хозяйкой рязанских мест.

– Вся моя жизнь связана с Рязанской землей… – признавался художник. – После завершения учебы в институте и дипломной работы участвовал на Всесоюзных республиканских выставках. Несмотря на успех на этих выставках, в душе моей нарастала тревога… Спасением стала Рязанская земля. В 1957 году сошел с поезда на станции Шелухово, чтобы писать и рисовать только то, что волнует сердце… Древняя земля России – Старая Рязань – перенесла трагедию татарского нашествия в 1237 году. До сих пор древние валы города напоминают о прошлом… Село Исады – особое село. Если в Рясах всё говорило о печали, умирании и исчезновении, то в Исадах я чувствовал пульс жизни всей страны. То усиление его, то ослабление, то перебои и даже остановку. Для художника чувство жизни – важнейшее для творчества. Я благодарю судьбу за то, что она дала мне Родину. Без чувства родины творчество становится опустошенным, лишенным жизни.

Став известным живописцем, Виктор Иванов сделал Исады своей «летней мастерской». Здесь он написал большое количество замечательных полотен, среди которых – «Похороны в Исадах» (1983), «В дни 1000-летия христианства на Руси в селе Исады» (1989), «В церкви Воскресения в Исадах» (1989), «Крещение» (1991), «Сирень в Исадах» (1992), «Престольный праздник» (1994), «Церковь в Исадах» (2003) и многие другие.

Первая из названных картин воспроизводит традиционный в Исадах древний обряд похорон, в некоторых деталях отличающийся от обряда, существующего в других рязанских селах. Видимо, это древнее княжеское село через многие столетия сохранило восходящие едва ли не к языческим временам ритуал.

– Ритуал похорон здесь общий со всеми русскими селами, – свидетельствовал автор картины, – но есть и свои особенности, когда и почему они возникли, судить не берусь. Одна из них такая: женщины, близкие родственники умершего одевают старинные белые одежды и головы покрывают самоткаными белыми платками. Часто поверх темных платков закручивают белые повязки на голове… Гроб опускается в могилу на белых полотнищах в окружении сомкнутых фигур в черном, и, как восковые свечи, выделяются женские фигуры в белом.

Похороны в Исадах.Худ.В.И.Иванов.1962-1963

По замыслу художника, эта картина – реквием, непередаваемая боль за Россию; реквием, который содержит в себе нерасторжимость чувств горя и торжества человеческого духа. За картины «Похороны в Исадах» и «Ледоход» В.И. Иванов в 1989 году получил Государственную премию РСФСР имени И.Е. Репина. По просьбе художника денежная сумма премии была перечислена на восстановление Воскресенского храма в Исадах, что само по себе знаменательно: своей картиной, изображающей последний путь человека на земле, художник как бы показывает путь к воскресению человеческой души…

На многих полотнах мастера преобладают темные, сумрачные тона, да и в гамме чувств, которые вызывают произведения мастера, нередко превалируют горе, печаль, тревога. Эти характерные черты творчества художника вызывали у некоторых критиков неприятие и дали им повод обвинять Виктора Иванова во всех смертных грехах.

Аргументированную отповедь хулителям в свое время дал выдающийся искусствлвед, наш земляк Г.К. Вагнер. «Стало «модным» говорить о трагедийном моменте в творчестве Иванова, – писал Георгий Карлович. – Откуда это взялось? Трагедия – это когда диалектика жизни поворачивается к человеку своей сострадательной и губительной стороной. Ничего подобного в полотнах Иванова, не исключая и «Похороны в Исадах», нет!.. Здесь – торжественное молчание тружеников земли над неизбежностью ухода человека в ту же землю».

 На Оке.Худ.В.И.Иванов.1972

Действительно, полотна Иванова заставляют почувствовать противоречия жизни, задуматься о бренности человеческого бытия, но разве это мешает им быть глубоко реалистичными, наполненными размышлениями художника о предназначении человека в этом мире сомнений и тревог?

С полотен Иванова смотрят обычные лица рязанских сельчан: ветеранов и колхозников, женщин и стариков, и за каждым – своя судьба, которую мастер пытается постичь и выразить посредством кисти и красок. «Запечатлевая типы и характеры людей Рязанщины, художник идет от общего впечатления, обусловленного нерасторжимым единством и красотой форм, всех черт, присущих облику модели, к образному сгущению самого характерного, объективно значительного, проясняющего большой смысл времени, делающего живым и понятным суть случившегося и происходящего сегодня», – отмечал искусствовед Владимир Сысоев.

Село Исады стало настоящим родником творчества Виктора Иванова. Ныне здесь находится мастерская знаменитого художника, где он подолгу живет и работает, создавая полотна, на которых живет и дышит ставшая ему родной Рязанская земля, любимая Ока.

Часть своих живописных и графических работ мастер подарил созданной в Рязани его «именной» картинной галерее.

«Глубокая укорененность в национальной почве вообще характерна для наших художественных талантов, какие бы общественные процессы и политические коллизии ни служили фоном их деятельности, – утверждает искусствовед Владимир Сысоев. – В самые тревожные и смутные дни они ясно сознавали, что истина в народе, в его культурных традициях и нравственных представлениях… Эта сквозная, непресекаемая линия отечественного искусства укрепила Иванова в стремлении служить обществу, способствовать своими произведениями решению нравственных проблем, от которых зависит духовная сила нации, подлинная самостоятельность России».

Ныне центральная улица в селе Исады по настоянию Виктора Ивановича Иванова носит имя славного сына Рязанской земли Прокопия Петровича Ляпунова.

Давно известно: многие исторические события переплетается между собой незримыми, но нерасторжимыми нитями. С давней, горькопамятной поры разорения ордынцами стольного города Рязанского княжества и села Исады, сквозь безвременье Смуты и потрясения последующих эпох минули не годы, а долгие века. Но оглянешься памятью сердца в прошлое – и почувствуешь: история многотерпеливого Отечества нашего – вот

 

Ока весной.Худ.В.И.Иванов.1958

Полдник.Худ.В.И.Иванов.1977

Церковь в Исадах.Худ.В.И.Иванов.2003

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах