Пешком до Аляски. Куда и зачем отправляются рязанские исследователи

Фото из одной из экспедиций знаменитого путешественника Михаила Малахова. © / Пресс-служба администрации Рязани

Сегодня путешествия стали доступны практически каждому россиянину, и многие проводят свой летний отпуск не на дачных грядках, а на зарубежных курортах. Но остались и те, для кого путешествие - работа, цель которой - пополнить знания ученых о неизведанных уголках планеты. О том, кем были первопроходцы прошлых столетий и кто сейчас имеет право носить гордое звание «путешественник», «АиФ-Рязань» рассказала заместитель директора по науке Рязанского музея путешественников, член экспертного совета по охране объектов культурного значения в Общественном совете при министерстве культуры и туризма Рязанской области Мария Кубенина.

   
   

Традиции первооткрывателей

Галина Горбунова, «АиФ-Рязань»: Мария, раньше целью дальних странствий были открытия. Что такое путешествие в современном понимании и чем оно отличается от туризма? 

Мария Кубенина: Понятие «путешественник» - достаточно спорное. Классический вариант предполагает занятия исследовательской деятельностью: изучение истории региона, обрядов и обычаев местного населения, составление или уточнение карт, ведение дневниковых записей и прочее. 

Рязанец Лаврентий Загоскин - один из первых исследователей Аляски. Фото: public domain

В былые времена расходы на путешествия были огромны, временные затраты - тоже. Поэтому путешествовали в основном люди, находившиеся на государственной службе, военные или учёные. Богатых дворян к путешественникам нельзя было отнести, потому что общественной и научной пользы от их поездок не было никакой. Сейчас таких назвали бы туристами, людьми, которые просто удовлетворяют собственный интерес. 

- Не в каждом городе есть Музей путешественников. Почему он открылся именно у нас, как связаны Рязань и путешествия? 

- Гости, особенно из других регионов, часто задают такой вопрос. Вроде бы, моря, пустыни и горы - далеко. Между тем, именно рязанская земля родила огромное количество путешественников. В первую очередь, это Лаврентий Загоскин, исследователь Центральной Аляски, автор уникальных дневниковых записей. Кстати, дом, в котором он жил в Рязани, на днях передали в собственность музею. В ближайшие два года его ожидает реконструкция. Василий Головнин, представитель династии военных моряков, и Александр Авинов - также известные рязанские путешественники, исследователи Аляски. Всего среди наших земляков - первооткрывателей, землепроходцев, мореплавателей - несколько сотен знаменитостей. Перечислять всех пришлось бы очень долго.

Сам себе обоз

- Современные рязанские путешественники - кто они, какие цели перед собой ставят?

   
   

- Для нас актуальна тема Русской Америки. Сейчас стартовала шестая экспедиция Михаила Малахова на Аляску. Основной темой исследований станет деятельность Германа Аляскинского - первого православного святого на американской земле, тоже нашего земляка. 

Путешественник Михаил Малахов - один из главных исследователей Аляски и Арктики современной России. Фото: официальная страница Михаила Малахова

Ещё один замечательный современный путешественник - рязанец Виктор Атласов. За 20 лет он обошёл всю Россию. Это путешественник-одиночка. В этом году его маршрут пролегает от Нового Уренгоя до Архангельской области. Как раз сейчас наш земляк идёт где-то по тундре, или по болотам. Большинство местных жителей этих мест не видели. Такие люди, как Виктор Иванович, пробуждают у населения интерес к свой стране и к своей малой родине.

К современным путешественникам можно отнести и воздухоплавателя Льва Маврина. Раньше воздушный шар использовали, чтобы проводить исследования земли с воздуха.  Лев Борисович внедрил исследовательский формат фотосъёмки с воздушного шара, который затем переняли москвичи.

- Раньше в путь отправлялись на кораблях, верблюдах, пешком. А сегодня? 

- Современный темп жизни диктует свои условия. До отправной точки принято добираться на поезде или самолёте, иначе экспедиция затянется на несколько лет. Ну а дальше движутся кто на чём. У Виктора Атласова любимые средства передвижения - ноги, велосипед или надувная лодка. Наша экспедиция на Тянь-Шане передвигается исключительно пешком. И это правильно: маршрут надо пройти, ощутить. Чтобы добыть интересные артефакты, приходится отказываться от комфорта.

- Условия на маршруте действительно суровые, или за современным путешественником идёт обоз с тёплой одеждой и съестными припасами? 

- В тех местах, где бывают наши исследователи, никакой транспорт не проедет. Поэтому каждый - сам себе обоз. Ходить по тундре или по горам очень не просто. Вес рюкзака - 45 килограммов В нём личные вещи, одежда, снаряжение, продукты питания. А у некоторых дополнительно - инструменты для работы. 

Женщин в экспедициях, как правило, не бывает. Ну, разве что на яхтах или на кораблях. Например, во времена Петра I наша землячка Татьяна Прончищева вместе с мужем принимала участие в Великой Северной экспедиции, открывала Таймыр. Но и умерла в 30 с небольшим лет.

Фото из экспедиции рязанских исследователей под предводительством Михаила Малахова на Шпицберген. Фото: Пресс-служба администрации Рязани

Двое суток в палатке

- Случаются в походах непредвиденные ситуации?

- Путешествие - это всегда риск. В горах - землетрясения, на суше - перепады температур. Вот, Виктор Иванович Атласов на днях пережидал шторм на Обской губе. Двое суток оставался без еды, не мог выйти из палатки. 

Часто путешественники оказываются заложниками случая. Например, на карте есть дорога и поселение, а на самом деле - их давным-давно нет. А люди рассчитывали передохнуть, купить пропитание.

Условия похода часто бывают крайне суровыми. На фото - Михаил Малахов. Фото: официальная страница Михаила Малахова

- Во сколько обходится экспедиция в среднем, и откуда берутся деньги?

Затраты зависят от сложности и длины маршрута, качества снаряжения, количества участников и от многого другого. Можно уложиться в 40 тысяч рублей, а можно - в несколько сотен тысяч на человека. В большинстве случаев путешественники сами зарабатывают на экспедиции. Если повезёт, получают гранты. 

К сожалению, региональная власть усердие наших путешественников пока не поддерживает. Но, возможно, вскоре всё изменится. На днях состоялось заседание попечительского совета регионального отделения Русского географического общества, где приняли решение создать фонд для финансирования внутренних проектов.

Основной грантодатель по этому направлению - Русское Географическое общество. Проекты рязанца Михаила Малахова несколько раз попадали в число финансируемых. Но конкуренция очень высока - несколько тысяч заявок со всех регионов страны. Новичкам-путешественникам пробиться туда практически невозможно.