Федеральный закон о медиации вступил в силу еще четыре года назад, однако большинство рязанцев так и не знает, к кому обратиться в спорной ситуации и идет по привычке в суд.
А между тем, практически любой конфликт можно решить, просто поговорив. Помочь в этом деле всегда готов медиатор - человек, который выступает посредником между двумя конфликтующими сторонами.
Что такое медиация, и чем она лучше суда, «АиФ-Рязань» рассказал профессиональный медиатор Самир Гараев.
Без проигравших
Тамара Бутина, «АиФ-Рязань»: Самир Нариманович, для начала давайте разберёмся, кто такой медиатор?
Самир Гараев: Медиатор - беспристрастное, незаинтересованное в конкретном споре лицо. Он по очереди встречается с каждой из конфликтующих сторон, выслушивает их претензии и пожелания. Потом организовывает совместную встречу с обеими сторонами. На такой процедуре мы не только разбираемся в причинах конфликта, но и узнаём, что каждый хочет получить от его мирного решения. И здесь главное, что люди не идут на компромисс, они договариваются. Они совместно принимают решение, которое выгодно всем участникам процедуры примирения. Медиация основана на четырёх основных принципах: добровольное участие в процессе примирения, беспристрастность и незаинтересованность медиатора, конфиденциальность процесса, равноправие сторон. Главное отличие от суда - мы не выясняем досконально детали, почему возник конфликт, мы ищем пути выхода из данной ситуации. Ещё один неоспоримый плюс - в медиации нет проигравших, как в суде.
- Кто может стать медиатором?
- Что касается профессионального медиатора, то согласно закону, им может стать любой человек старше 25 лет с высшим образованием, причём не обязательно юридическим. Ещё одно условие - необходимо пройти обучение на медиатора в одном из учебных центров и получить сертификат.
Мы планируем создать школьную службу медиации, где будут работать непрофессиональные медиаторы. Ими смогут стать школьники, педагоги. Конечно, они тоже будут проходить обучение, где мы расскажем об определённых технологиях разрешения конфликтов и других нюансах работы. Кроме этого, обязательно возьмём шефство и будем помогать, пока они сами не встанут на ноги. Если же самостоятельно разрешить конфликт они не смогут, мы всегда придём на помощь.
Разница менталитетов
- Всё-таки медиация пришла к нам с Запада, где все уже давно привыкли решать споры при помощи медиаторов. Согласитесь, что наш менталитет несколько отличается от европейского. Это не мешает в работе? Как часто удаётся решить конфликт миром?
- В моей практике не было ни одного спора, который не удалось бы уладить. Всё дело в том, что если люди сами пришли к пониманию, что без помощи профессионала им не обойтись, это значит, что они готовы договариваться. В основе любого конфликта лежит неудавшееся сообщение о своей потребности, желании. В результате у сторон возникают взаимные претензии. Медиация как раз помогает разобраться в сути конфликта и найти решение, которое устраивает обе стороны.
- На Ваш взгляд, почему не получается договориться без посредников?
- Дело в том, что каждая сторона права по-своему. Людям нужен нейтральный беспристрастный человек. А когда в этом процессе участвует профессионал, медиация становится гораздо эффективнее. Например, разводится супружеская пара и возникает спорный вопрос: с кем останется ребёнок. В отличие от суда, в процессе медиации можно сесть за стол переговоров и мирно обсудить проблему, обговорить, с кем будет жить ребёнок, и в какое время второй родитель может его навещать. При этом можно обговорить даже время, которое будет удобно обоим родителям. На мой взгляд, это лучше, чем решать проблемы в суде. Тем более, если стороны договорились, то такое мировое соглашение приравнивается к решению суда.
Все проблемы важны
- А помните свою первую процедуру медиации?
- Это был школьный конфликт между мамой и педагогом. Мальчик Володя приносил из школы плохие отметки, несмотря на то, что дома все уроки у него отскакивали от зубов. Конечно, мама сразу подумала, что дело в педагоге и его отношении к ребёнку. В ходе медиации выяснилось, что Владимира не устраивало, как учительница обращалась к мальчику. Она говорила: «Володя, выйди к доске и ответь на мой вопрос». Тогда я спросил у мальчика, как бы он хотел, чтобы к нему обращались. Он ответил: «Владимир, вы не могли бы выйти к доске и рассказать домашнее задание?» Когда мы проговорили это, стороны друг друга услышали и, что самое главное, услышали. В результате, конфликт сошёл на нет, а Владимир на радость маме стал приносить из школы хорошие отметки.
- С какими проблемами чаще всего идут к Вам люди? Может, приходят с какими-то мелочами, которые и конфликтом-то сложно назвать?
- Очень многие обращаются по семейным спорам. В последнее время в связи с кризисом участились обращения от предпринимателей: кто-то отгрузил товар, а деньги за него получил не вовремя, или товары поставили несвоевременно. Мелочей в этом деле нет, для каждого человека проблема, которая касается его интересов - серьёзная. Люди к нам идут, когда перестают управлять своим конфликтом. В этом случае они начинают искать кого-то, кто мог бы повлиять на ход событий, разрешить их спор. Возможно, тем самым они хотят снять с себя ответственность. Как правило, сначала идут за справедливостью в суд. В законе о медиации говорится о том, что судья, прежде чем начать процесс, обязан предложить сторонам обратиться к медиатору. Люди сами принимают решение, воспользоваться или нет услугой медиации. Если да - они идут к нам, если нет - продолжается судебный процесс.
Смотрите также:
- Женщина и полиграф. Как эксперты-психологи рязанского СК помогают следствию →
- Резиновая боль. Как чиновники от рязанского спорта «убивают» детей →
- Спорткомплекс стал главным социальным объектом в Касимове →