За первые 6 месяцев этого года в регионе усыновили 20 детей. За это же время от 12 приёмных детей отказались их новые родители.
Как сообщили в министерстве образования области, 8 «отказников» вернули в специализированные учреждения для детей-сирот. И только четверых удалось устроить в другие приёмные семьи…
Проблема «вторичного» сиротства, когда от ребёнка, оставшегося без родителей, отказываются впоследствии и в новой семье, для нашего региона далеко не нонсенс. Так, в прошлом году в области усыновили 46 детей, отказались – от 18-и. Чиновники признают: благополучному семейному устройству детей-сирот нередко мешают сложная адаптация ребёнка к новым условиям проживания, конфликты с новыми членами семьи. Среди других распространённых причин отказов от приёмных детей - проблемы с их здоровьем, в том числе и психическим.
Родительская наука
Но нередко люди оказываются попросту не готовы быть родителями для чужого ребёнка.
- Мне известна история одной супружеской пары, и мужу и жене было около 50-и. – рассказывает председатель региональной общественной организации «Ассоциация приёмных родителей» Юрий Змейков. - Супруги взяли на воспитание годовалую девочку из детского дома. А когда малышке исполнилось 5 лет – вернули её органам опеки. И знаете, что они заявили в своё оправдание? Мол, мы не думали, что она станет бегать по квартире и прыгать со шкафа…
Казалось бы, безусловная истина: идеальных детей, которые будут на 100% соответствовать нашим ожиданиям – не бывает! Но вот парадокс: то, что, даже скрепя сердце, могли бы простить своему ребёнку, почему-то отказываются прощать приёмному сыну или дочке…
Не первый год во всех муниципальных образованиях области при органах опеки и попечительства работают школы приёмных родителей. Действуют центры подготовки, поддержки и сопровождения замещающих семей. Будущим вторым мама и папам квалифицированные педагоги и психологи разъясняют, как правильно вести себя с приёмными детьми, рассматривают типичные ошибки при воспитании, но… «Кривая» отказов продолжает расти.
- Воспитать приёмного ребёнка – очень непросто, - высказывает мнение председатель рязанского «Союза многодетных семей» Татьяна Кулаева. – Нередко такие дети попадают в приёмные семьи из неблагополучной среды, играют свою роль и наследственные факторы. Бывает так, что и сами дети, буквально проверяют новых родителей «на вшивость»: бросят ли меня опять? Но все трудности можно преодолеть. Даже в самых сложных ситуациях можно, в крайнем случае, на какое-то время отдохнуть друг от друга, к примеру, отправить ребёнка в летний загородный лагерь. Инужно обязательно набираться опыта, учиться преодолевать трудности у других приёмных семей…
Нужно учиться терпению
Одна из таких семей, у которой можно было бы поучиться многому, живёт в селе Строевское Путятинского района. В семье Елены и Виктора Семенских– трое своих детей и десять (!) приёмных.
Первого ребёнка они взяли на воспитание ещё в 1992 году: родная мать соседского мальчишки-школьника продала дом и укатила с ухажёром в неизвестном направлении… Так, 13-летний парнишка оказался в семье Семенских. Через три года умерли родители ещё одного сельского мальчишки. И он сам, зная, что в доме по соседству растят чужого ребёнка пришёл к Елене и Виктору и попросился в семью… Вслед за мальчиками – Юрой и Олегом, появились в семье и приёмные дочки – Маша, Галя, Полина, Оля, Лиля… Нынче некоторые из приёмных детей Елены и Виктора уже выросли и обзавелись собственными семьями.
- Временами бывало очень трудно и больно, – вспоминает Елена Дмитриевна. – Пришлось нам столкнуться и с враньём, и с воровством. Нужно было много беседовать, убеждать, подсказывать, исправлять... Я благодарна своему мужу, который приучал и продолжает приучать наших детей к труду. Пусть даже у него забить гвоздь и быстрее выйдет, но главное-то научить ребёнка работать. Детдомовские ребята нередко считают, что их обязаны одеть, накормить, и чтобы привить им трудолюбие требуется время. А родителям, прежде всего, нужно учиться терпению...
Мнение власти:
Министр образования Рязанской области Елена Буняшина:
- В нашей области каждый случай отказа замещающего родителя от воспитания ребёнка-сироты является предметом особого разбирательства. Специалисты органа опеки и попечительства проводят профилактическую работу: встречаются с родителями, беседуют с ребёнком, ставят семью на учёт, проводят внеплановые проверки условий проживания семьи. В случае необходимости привлекают к работе с семьей психологов, социальных и медицинских работников. Помогают ребёнку пройти обследование психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения его уровня развития и образования. Если отказа от воспитания ребенка не удаётся избежать, специалисты органа опеки и попечительства стараются устроить его на воспитание в другую замещающую семью.
Смотрите также:
- Садик - это интересно. Как подготовить ребёнка к новому этапу в жизни →
- В Рязани семьи с детьми-инвалидами сплотились вокруг «Ростка» →
- В Рязанской области не боятся заводить большие семьи →