Лапы и хвост вместо погон. Истории от рязанского кинолога Андрея Качанова

Фото: Мария СМОЛЯРОВА

Ведь четырёхлапые друзья – настоящие коллеги, готовые заступаться за своего хозяина до последнего. В день профессионального праздника гостем редакции «АиФ» стал кинолог с многолетним стажем Андрей КАЧАНОВ.

   
   

Андропов дал «добро»

- Андрей Владимирович, отношения служебных собак с кинологами и полицейскими романтизированы в фильмах и художественных произведениях. На практике в оперативно-розыскной деятельности дело обстоит иначе?

- Вовсе нет – при выполнении задания первым всегда идёт кинолог, а затем уже оперативники. Поэтому кинолог надеется только на себя и свою собаку, которая выполняет двойную задачу: защищает хозяина и ищет след преступника.

- С чего начались ваши профессиональные отношения с четырёхлапыми?

- С письма Юрию Владимировичу Андропову. Во время призыва в армию мне предписали служить в десантных войсках. Я же мечтал попасть в погранвойска со своим питомцем – немецкой овчаркой по кличке Карай. Однако в те годы на желания призывника был один ответ: куда Родина пошлёт, там и служить. Так и ответили мне в военном комиссариате: хочешь в пограничники - обращайся к председателю войск государственной безопасности Андропову. Каким-то образом нашёл адрес, написал письмо в Москву, объяснив ситуацию. Уже через неделю пришёл ответ: «Обращайтесь в военкомат по месту жительства». В моём военкомате, конечно же, испугались письма с высокопоставленного адреса и перевели стрелки на областной военкомат. В итоге всё же удалось добиться того, чтобы меня, 18-летнего юношу, взяли на границу – в Новороссийск – вместе с Караем.

Но в армии огорошили: твоя собака не нужна, дадим служебную. Несмотря на это, удалось убедить комсостав в том, что у Карая хороший уровень подготовки. Вместе с ним мы прошли до конца службы, занимали первые места на показательных выступлениях в сержантской школе.

- После армии вместе с питомцем пошли по профессиональному пути?

   
   

- Да, приступил к работе в уголовном розыске. Первое задержание врезалось в память – в Спасском районе овец утащили. После кражи прошло больше суток, снег выпал липкий и глубокий – никаких следов. Попробовал применить собаку, и она, как ни странно, учуяла след под снегом и привела к сторожке с грабителями.

- Наверняка и при раскрытии тяжких преступлений собака помогала?

- Конечно – это трудовые будни. Приписали к убойному отделу, за три раскрытых убийства в месяц однажды наградили настоящей ценностью по тем временам - фотоаппаратом «Смена» (смеётся).

В то же время редко бывает так, чтобы собака вела от места совершения преступления непосредственно до виновника. Обычно собака помогает на определённом этапе. Например, однажды мы расследовали убийство. Преступники успели вылезти с балкона второго этажа и потеряли по дороге шапку, которую нашла собака. В результате дочь потерпевшей опознала, что головной убор принадлежит одному из знакомых. Фактически преступление было раскрыто.

Главное - быть с хозяином

- Насколько я знаю, оперативники находятся на боевом посту сутки. У собак сокращённый рабочий день?

- К сожалению, нет. Представляете - за сутки нужно выехать на 12, а то и на 14 вызовов. Если в начале собака безупречно работает, то под конец уже сильно устаёт.

Поэтому служебные собаки чаще всего проживают не больше десяти лет. Собака от природы – хищник. Большую часть времени она должна находиться в уравновешенном состоянии. А в течение рабочего дня она выплёскивает всю свою энергию. Даже восемь часов работы для пса – это очень много.

- А «на пенсию» с каким стажем пёс выходит?

- У кинологов есть негласное правило: собаке пять-шесть лет – ищи замену. Год требуется на то, чтобы воспитать и выдрессировать щенка для розыскной деятельности. После пяти лет службы начинается старение, у собаки появляется одышка, работоспособность спадает.

- Как «заточенная» под работу с полицейскими собака переживает отстранение от обязанностей?

- Для собаки главное, чтобы у неё был хозяин. Поэтому после завершения трудовой деятельности кинологи заботятся, чтобы пёс попал в хорошие руки. Часто служебных собак забирают участковые. Перед этим они на протяжении месяца ходят в питомник, подкармливают собак, стараются подружиться.

Короче нос – крепче хватка

- Правда ли, что собаки определённых пород могут выполнять только какой-то один вид деятельности? Есть ли породы-универсалы?

- Самая универсальная порода для розыскной деятельности – немецкая овчарка. Быстро обучается, прекрасно находит след, вынослива. Кинологи даже сравнивают, воспитывая щенков других пород: «Дрессируется как немецкая овчарка». За рубежом для розыска также применяется порода доберман пинчер.

Русские спаниели хорошо справляются с поиском наркотических средств. Они юркие, легко могут пролезть в небольшие проходы при досмотре посылок и корреспонденции. Не боятся высоты – их начинают дрессировать на антресолях.

Для поиска наркотиков и взрывчатых веществ также иногда применяются лабрадоры. Но вот по следу они могут идти весьма непродолжительное время. Ротвейлеры одно время были популярны в качестве охранников. Для поиска они не подходят – слишком короткий обонятельный анализатор, зато крепкая хватка.

Волк – не товарищ

- Приходилось ли работать с собаками, которые не поддаются дрессировке?

- У собак такая же сложная нервная система, как и у людей. Собаки точно так же могут быть флегматиками или меланхоликами. Псу-холерику легче даётся продолжительный поиск. Обычно, если у собаки на начальном этапе дрессировки нет заинтересованности в процессе, такие особи сразу выбраковываются.

Бывают и хитрые питомцы: приглядываются к дрессировщику, находят его слабости и начинают «дурить». Тогда приходится ограничивать свою доброту и более серьёзно заниматься: всё-таки воспитание коллеги – дело ответственное.

- Других животных не пробовали дрессировать?

- Однажды решил взять на воспитание волчонка, забыв про пословицу «как волка ни корми, он всё равно в лес смотрит». Пошёл с ним на охоту – оглядываюсь, а его и след простыл! Жалко, думаю, даже научить толком его ничему не успел. Возвращаюсь той же тропой обратно – а он под кустом дремлет. Устал, видимо, да и хозяина своего оставил одного. Щенок немецкой овчарки до последнего бы шёл за хозяином, невзирая на усталость. Волк же прекрасно выполняет все команды, пока в руке есть кусок мяса.

- Технический прогресс не обошёл стороной и сферу уголовного розыска. Может ли, по вашему мнению, исчезнуть из-за этого надобность в работе служебных собак?

- Новые приборы, призванные облегчить труд оперативников, баснословно дороги. Их тестировали, пытались применять в работе. Но кинологи и оперативники сходятся во мнении: данный природой нюх собаки незаменим.

 

Смотрите также: