В советский период гражданские самолеты были привычным видом транспорта в нашей области. Во многих районах были свои аэродромы. Сегодня почти все они заброшены. И мало кто помнит, что когда-то там поднимались и садились воздушные суда.
Зачем нужны самолеты
Что удивительно, наш регион - один из центров подготовки пилотов для малой гражданской авиации. В Сасове работает лётное училище, выпускники которого трудятся во всех известных авиакомпаниях не только России, но и стран СНГ. Могли бы и в Рязани работать.
«Конечно, нашему региону нужная малая гражданская авиация, - говорит директор Сасовского имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётного училища гражданской авиации Евгений Смольников. - При такой огромной территории её просто нельзя не развивать. Достаточно посмотреть на опыт многих западных стран. Малая гражданская авиация поможет улучшить транспортное сообщение между отдалёнными районами. Кроме того, этот вид авиации может помочь и аграриям. А где-то уже помогает».
«Наши агрохозяйства давно в обязательном порядке используют малую авиацию, - рассказывает начальник управления сельского хозяйства и предпринимательства администрации Александро-Невского района Константин Алёхин. - В частности, с её помощью подкармливают озимые ранней весной».
Столько плюсов, но реально ли возродить малую авиацию в регионе? И кто виноват в её исчезновении?
«В кризисные послесоветские годы всё в стране развалилось, - поясняет Евгений Смольников. - Дорог-то нормальных не было. Но возродить авиацию реально. Хоть и сложно это сделать из-за больших финансовых затрат на строительство посадочных площадок, приобретение новых современных воздушных судов».
О денежной стороне напоминает и Константин Алёхин. По его словам, хозяйства Александро-Невского района работают с частной компанией, услуги которой по карману не всем аграриям. Весной, когда нужно подкармливать озимые, им приходится ждать, когда поля подсохнут, чтобы воспользоваться собственной техникой.
Потенциал огромный
В минтрансе региона, конечно, соглашаются с точкой зрения, что малую гражданскую авиацию надо возрождать.
«Рязанская область имеет выгодное географическое положение, - напоминает заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Валерий Ерёмин. - Это создаёт предпосылки создания крупного логистического центра, одним из элементов которого может стать аэродром «Протасово», который располагается в 20 км от областного центра и соединён с ним федеральной трассой М5».
В настоящее время, по словам замминистра, ведётся работа по восстановлению инфраструктуры объекта, который в 2014 году перешёл в государственную собственность Рязанской области.
«На аэродроме есть служба топливного обеспечения, пункт полётно-информационного обслуживания, охрана, - рассказывает Ерёмин. - И самое главное: на аэродроме на постоянной основе базируются четыре авиакомпании, суда которых ежедневно контролируют нефтепроводы на территории области, занимаются лесопатрулированием, выполняют авиахимработы...»
«Центр стратегических разработок в гражданской авиации подготовил маркетинговую стратегию развития областного аэропорта «Протасово», - поясняет замминистра транспорта и автомобильных дорог региона. - Потенциальный объём пассажирских авиаперевозок через этот аэропорт, по оценке рынка регулярных и чартерных внутренних и международных перевозок, до 2025-2030 гг. может составить до 250 тысяч пассажиров в год, причём наиболее предпочтительными направлениями являются: Санкт-Петербург, Симферополь, Анапа, Казань, Сочи, Ростов-на-Дону и т.д. Потенциал развития рынка грузовых авиаперевозок оценивается до 4305 тонн грузов в год».
Ждем китайцев?
В настоящее время, по словам Ерёмина, идёт интенсивный поиск инвесторов для реконструкции и развития аэродрома «Протасово».
«Большую заинтересованность проявляют в инвестировании в реконструкцию аэродрома представители Китая, интересен проект восстановления объекта и отечественным инвесторам», - продолжает Валерий Ерёмин.
Однако есть, по словам замминистра, и сдерживающие факторы развития авиации на территории региона. Это близость аэропорта «Домодедово», а также развитая сеть автобусных и железнодорожных маршрутов.
Кстати
Кроме посадочной площадки «Протасово» для развития малой авиации активно используют и развивают посадочные площадки «Крутицы» (Шиловский район) и «Панино» (Спасский район).
Смотрите также:
- Полоса препятствий. Минтранс заявил о готовности аэродрома «Протасово» →
- Дело за малой. Нужна ли Рязанской области авиация? →
- Под Рязанью может появиться международный аэропорт →