Как облегчить жизнь незрячим и слабовидящим людям?

Фото: Александр АБРАМОВ

Екатерина Терентьева

 В Рязани нет своего центра для реабилитации инвалидов по зрению. Тем, кто уже будучи взрослым утратил возможность видеть, кто не обучался в специальной школе, не привыкал с детских лет жить со своим недугом, сегодня приходится отправляться в Волоколамск, в единственный в Центральной России реабилитационный центр Всероссийского общества слепых (ВОС). Здесь незрячие учатся ходить с тростью, читать по Брайлю, постигают непростую науку общения с миром, который больше для них не видим…

   
   

 Построить такой центр для всех рязанцев с ограниченными возможностями, где каждый смог бы получить квалифицированную врачебную и психологическую помощь, - вот было бы большое дело! Впрочем, есть и другие благие дела, в которых также нуждаются незрячие и слабовидящие люди. При этом, чтобы решить хотя бы некоторые из их проблем, не нужно тратить огромные средства.

Накануне Международного дня белой трости, отмечаемого в России с 1987 года, гостем редакции «АиФ-Рязань» стала председатель Рязанской местной организации ВОС Екатерина Терентьева.

Разрушая стереотипы

- Екатерина Александровна, как много сегодня в Рязани проживает незрячих и слабовидящих людей?

- На учёте в городской организации ВОС состоит 874 человека. Но членство в ВОС - дело добровольное, и в среднем процентов 10-15 общего числа незрячих после получения инвалидности по разным причинам не приходят к нам. Кто-то, вероятно, не желает выносить свои проблемы на общее обозрение, кто-то не верит, что ему смогут помочь…

- Наверняка среди незрячих немало тех, кто ещё пребывает в трудоспособном возрасте. Как сегодня трудоустраиваются рязанские инвалиды по зрению?

 

В Рязани около 1000

инвалидов по зрению

- Фактически каждый третий незрячий или слабовидящий человек может и хочет трудиться. Но, конечно же, выбор работы для него ограничен. В одном из средних специальных учебных заведений в Кисловодске незрячих в течение четырех лет готовят на дипломированных массажистов. Подготовку в этом заведении проходят и рязанцы. Только в этом году две выпускницы кисловодского колледжа с нашей помощью устроились на работу в 5-ю и 12-ю городские поликлиники.

   
   

Среди инвалидов по зрению немало отличных педагогов, музыкантов… Я не могу не вспомнить о Викторе Шурчкове, в прошлом - учителе физики 16-й рязанской школы. Теперь он уже на пенсии, но и по сей день заведует школьным музеем космонавтики, готовит для ребят увлекательнейшие лекции о космосе, проводит экскурсии.

А в школе №44 г. Рязани, без сомнений, до сих пор вспоминают добрым словом руководителя хора, незрячего музыканта и педагога Павла Якунина.

Слепые и слабовидящие люди могут работать и в диспетчерских службах по различным видам связи, после того как освоят специальное компьютерное программное обеспечение. Бывает, правда, и так, что работодатели, вероятно, в силу стереотипов, не спешат принимать их с распростёртыми объятьями… Иную работу охотнее доверят человеку, скажем, без руки, нежели незрячему. И мне в своё время звонил главврач одной из поликлиник и спрашивал, справится ли рекомендованная нами незрячая девушка с порученной ей работой? Ещё как справилась!

Стимул к жизни - в общении

- Тем не менее, очевидно, что далеко не все профессии доступны для человека, который потерял зрение во взрослом возрасте…

- Да, водителю или врачу-хирургу придётся сменить поле деятельности. Ведь нередко взрослого человека требуется заново учить самым элементарным вещам: ходить по городу, готовить себе пищу. Но важнее всего помочь ему психологически. Ведь теряя зрение, люди иногда просто не видят смысла жить дальше.

- Когда такие люди обращаются к вам, какие слова вы находите для них?

- Я говорю с ними о других людях, которые вопреки всем обстоятельствам смогли радоваться жизни и приносить радость другим. Главное - это не допустить, чтобы человек замкнулся в себе, остался со своей бедой один на один. Как раз для этого при нашем отделении работают многочисленные кружки, есть свой хор, своя группа здоровья. Мы неизменно раз в неделю посещаем бассейн, а летом вместе выезжаем на природу, бываем в театрах, музеях. И здесь люди знакомятся друг с другом, заводят друзей по интересам. Только в общении и нужно черпать силы.

Добрых людей больше!

- С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться рязанским инвалидам по зрению? Делается хоть что-либо для того, чтобы незрячие и слабовидящие люди увереннее чувствовали себя в городской среде?

- Кое-что, конечно же, делается. В качестве примера скажу: сегодня все воспринимают это как данность, а ведь всего лет десять назад в Рязани не было ни одного светофора, оборудованного звуковым сигналом. Знаю, что в Москве помимо этого для инвалидов по зрению на дорожных переходах оборудуют тактильные и контрастные полосы, которые помогают человеку ориентироваться в пространстве. Увы, нам пока о подобном остаётся только мечтать. Понятно, что это стоит денег… Но можно было бы облегчить слабовидящим людям жизнь и без серьезных финансовых затрат. Не думаю, что для владельца любого магазина или руководства медицинского учреждения было бы накладно приобрести банку краски ярко-желтого цвета. Достаточно нанести контрастные полоски на нижнюю и верхнюю ступеньки. И эти полосы уже можно будет различить даже при так называемом остаточном зрении.

Наконец, я уже не раз поднимала перед администрацией города вопрос об освобождении инвалидов по зрению от оплаты проезда в общественном транспорте. И буду говорить об этом снова и снова. Дело, разумеется не в 220 рублях за льготный проездной билет. Приобрести его вовремя успеваешь не всегда. А расплатиться наличными деньгами слепому человеку в переполненном общественном транспорте очень непросто. Бывает так, что незрячие передают деньги, и потом не могут найти ни денег, ни билета, и кто уж тут разберёт - сами уронили, а может, и нет? Хорошо ещё, если люди рядом с тобой окажутся внимательные и помогут.

- Насколько доброжелательно сегодня рязанцы относятся к незрячим и слабовидящим?

- Добрых людей больше, чем жестоких. И я не раз в этом убеждалась. Случается, конечно, что и обругают, а когда скажешь, что у тебя плохое зрение, ответят, мол, сидела бы тогда дома… Но на помощь приходят всё-таки чаще. Помогают подняться по ступенькам, перейти дорогу, откликаются на просьбу прочитать ценник в магазине. Особенно приятно, что эта доброжелательность присутствует среди молодых людей. А значит, наши дети, кто бы что о них ни говорил, всё-таки лучше, порядочнее нас. Так и должно быть.

Смотрите также: