В 2015 году Рязанский колледж электроники отметит 65-летие. За то время, пока он работает, в стране не просто сменились экономический и политический строй — полностью преобразился рынок труда. Однако сложности только укрепили учебное учреждение.
В тяжелейшие послевоенные годы у страны была задача не просто выжить и окрепнуть, а сделать мощнейший рывок вперёд. Развитие промышленности — одна из первоочередных задач тех лет. В Рязани одновременно строилось множество предприятий, впоследствии ставших крупнейшими в своих отраслях. Но кроме заводов страна остро нуждалась в квалифицированных кадрах, в том числе — в специалистах среднего звена для важнейших отраслей народного хозяйства: мастерах, технологах, руководителях подразделений. В марте 1950 года Министерство Высшего и среднего специального образования СССР издало указ о создании в Рязани Электровакуумного техникума, а спустя всего пять месяцев — 1 сентября 1950 года — техникум открыл свои двери для первых студентов.
На вес золота
Парни и девушки, городские и деревенские… Сюда ехали со всей области, чтобы получить стоящую и интересную профессию, обрести твёрдую почву под ногами. При этом пройти отбор мог не каждый: после 8-го класса преодолеть экзамены в техникум было не легче, чем после 10-го класса в институт.
Изначально в техникуме было три направления: электровакуумные приборы, химическое и машиностроительное отделения. Первый набор — всего 100 человек. Со временем число учащихся увеличивалось, однако выпускников всё равно расхватывали как «горячие пирожки»: видя уровень подготовки тех, кто пришёл на предприятие, руководители заводов обращались за новыми кадрами. И старались завлечь, как могли, давали квартиры: каждый молодой специалист ценился на вес золота.
Радиозавод, Нефтезавод, Станкостроительный и Электроламповый заводы, САМ… Это лишь небольшой перечень предприятий, где были готовы принять дипломированных специалистов из техникума. К тому же заводы в Рязани во второй половине прошлого века не только строились, но и активно расширялись, так что своей актуальности учебное заведение не теряло ни дня.
Немаловажный факт — широкий профиль подготовки «птенцов» техникума. Они были востребованы и на заводе керамических труб, и на кирпичном заводе, которые не специализировались на электронных приборах. А всё потому, что они изначально готовились как управленцы среднего звена широкого профиля.
Век автомобилей
Шли годы, и машин на улицах Рязани становилось всё больше. Легковушки, автобусы, грузовики… Автомобильная техника проникла во все сферы жизни человека, облегчая и быт, и трудовые будни.
Процесс шёл лавинообразно, так же, как и несколько десятилетий назад с заводами: число машин росло, а специалистов, умеющих работать с этой техникой, нет. В итоге образовательное учреждение, к тому времени называвшееся уже Рязанский колледж электроники, осваивает новое направление — автомобильное.
У молодых людей появилась возможность получить образование на отделении технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. При этом все студенты, обучавшиеся на этой специальности, получали водительские права.
Руководство колледжа сделало всё, чтобы здесь была лучшая в области база: свой автодром, автомобили, лаборатории, тренажёры... И по сей день колледж готовит высококвалифицированных специалистов-техников, способных не только заниматься техобслуживанием автотранспорта, но и организовывать работу автотранспортных предприятий.
Параллельно начали готовить выпускников по специальности «Электросварочные и газосварочные работы». Ресурсный центр сварочного производства в колледже — самый современный в области. Помимо базы для обучения, он используется и как производственный цех. Студенты учатся на реальной продукции и имеют высокий уровень подготовки.
Получить дополнительную рабочую профессию здесь могут студенты и других специальностей, в том числе — техники-автомобилисты, которые активно пользуются такой возможностью: кузовной ремонт часто связан именно со сваркой, так что эти навыки выпускникам точно пригодятся.
Вступив в новый век колледж, разумеется, не остался в стороне и от информационно-коммуникационных технологий: учебное заведение обладает обширным парком средств вычислительной техники и современным периферийным оборудованием, которые постоянно обновляются. Все это необходимо для подготовки высококлассных специалистов, способных обслуживать современные компьютерные сети, в совершенстве владеть сетевыми технологиями, для подготовки специалистов по информационной безопасности автоматизированных систем и специалистов в области прикладной информатики.
Старт в большую жизнь
Многие выпускники средних профессиональных учебных заведений, придя на производство, задумываются о получении высшего образования. А специалисты, вышедшие из стен колледжа электроники, нередко его получают: они продолжают обучение, причём часто в наших же, родных вузах — Радиотехническом и Агротехнологическом университетах. Имена выпускников колледжа известны не только в узких, профессиональных кругах. Среди них — в недавнем прошлом губернатор Рязанской области Вячеслав Любимов и вице-губернатор Николай Мужихов, когда-то получившие дипломы техникума.
Уровень учебного заведения подтверждают и официальные награды — уже в новом веке колледж дважды входил в сотню лучших ссузов страны.
Сохраняя историю
Есть в колледже уникальный уголок — Музей рассказа «Для пользы дела». Это третий в России и восьмой в мире (!) музей, посвящённый одному литературному произведению. Написал рассказ Александр Солженицын, в 1963 году посетивший техникум.
Общаясь с преподавателями и студентами, Александр Исаевич узнал о важнейшей проблеме учебного заведения: здание, которое ему предназначалось и которое помогали строить студенты и преподаватели, отдали промышленному предприятию, причём буквально перед новосельем, когда техникум уже готовился к переезду. Предприятию тоже нужно было помещение, и в техникуме это прекрасно понимали, но обида осталась, тем более что на долгие годы техникум остался в здании, изначально построенном под общежитие.
Спустя всего пару месяцев Александр Солженицын написал об этом рассказ. Произведение получило большой отклик у читателей, потому что похожая проблема коснулась многих: строят здание, к примеру, под детский сад, а потом передают какому-либо учреждению...
Спустя 40 лет преподаватель колледжа Владимир Крылов занялся созданием музея, посвящённого рассказу, и в 2003 году он открыл свои двери. В Рязани это единственный музей, посвящённый писателю, так что поклонники творчества Солженицына равнодушными не остались — помогли пополнить экспозицию.
Помимо рязанцев и гостей города, частые посетители музея — студенты колледжа. Многие именно здесь узнают о том, кто такой Солженицын, начинают знакомиться с его творчеством, читать произведения. Так что переоценить наличие такого «гуманитарного уголка» в техническом учебном заведении невозможно.
Смотрите также:
- Свою бизнес-идею студенты могут реализовать с помощью Школы молодежного предпринимательства →
- Обучение в РГРТУ - лучшие инвестиции в будущее →
- С любовью к родной земле →