Легенды и были осветительного цеха Рязанского театра кукол

Фото: Андрей ТЕРЕХОВ

Театр кукол в Рязани был основан в 1968 году. Именно тогда труппа артистов-кукольников областной филармонии во главе со своим режиссером Марией Хомкаловой и первым директором театра Аскаром Тагером начала самостоятельную творческую жизнь, приютившись под крышей клуба «Прогресс».

   
   

В 1982 году у театра появилось свое, специально построенное для него здание. В целом это событие нельзя было назвать уникальным явлением, но вполне можно считать высоким показателем значимости нашего региона для общесоюзного министерства культуры, которое и обеспечивало финансирование. Не последнюю роль в том, что у театра появилось собственное помещение, сыграла и тогдашняя глава города Надежда Чумакова, при которой социально-культурная жизнь Рязани била ключом. Но главным вдохновителем, организатором и идейным волшебником стал Аскар Тагер - во многом благодаря его целеустремленности у рязанцев и появился свой собственный театр кукол….

Благодаря этим людям в театре рождается свет.

 

 

 

 

 

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Легенда» осветительного цеха

Как правило, придя на спектакль, мы оцениваем мастерство режиссера, художника, актеров и забываем о тех, кто является равноправным участником процесса, о тех, кто с помощью прожекторов и лампочек создает настоящую магию. Как вы догадались, речь идет об осветителях, или, если выражаться точнее, о художниках по свету.

- Одним из первых художников по свету у нас был Хамитян Гарипов, или, как мы все его называли, Николай Николаевич. Все-таки выговорить его полное имя - Хамитян Фанавеевич - без труда получалось далеко не у всех, и он взял себе такой «легкий» псевдоним, - вспоминает заведующий электроосветительным цехом Театра кукол Георгий Горазеев. - Николай Николаевич в свое время много ездил по стране, работал в театрах осветителем. Потом судьба забросила его в Рязань. Опыт у него был колоссальный. Тогда была проблема с техникой, и Николай Николаевич сам придумывал много способов, как положить свет, - разрабатывал осветительные приборы, светофильтры, способы проекции слайдов. Он настоящий маг и волшебник, создававший чудеса своими руками.

Хамитян Гарипов - действительно легендарная личность, причем не только у рязанских художников по свету. Его знают и помнят и в других городах, слагают о нем целые легенды. И до сих пор всероссийской известностью пользуется одна байка, подтверждающая опыт и мастерство Хамитяна Фанавеевича.

- Готовился один спектакль. Валерий Николаевич Шадский, обсуждая с режиссером какую-ту картинку, попросил Николая Николаевича добавить красного цвета. Гарипов сходил, принял «красненького», вернулся и спрашивает: «Так нормально?» Валерий Николаевич посмотрел и ответил утвердительно. Хотя ничего и не изменилось, - слово берет ведущий инженер светотехнического оборудования Дмитрий Гусев. - Эта история вполне точно отражает наши отношения с режиссерами, потому что и с технической, и с моральной стороны процесс взаимодействия с постановщиком иногда бывает болезненным - нам довольно сложно найти общий язык. Выход из ситуации - это компромисс, который всегда находится, и мы в итоге выпускаем чудесный спектакль. И у Гарипова, обладающего удивительным чувством юмора и характерной невозмутимостью, это получалось замечательно. Ведь иногда можно для благих целей и обмануть режиссера.

О профессионализме «старой» школы осветителей говорит и такой факт - раньше при отсутствии необходимого оборудования художникам по свету удавались приемы, которые не получаются у молодого поколения. Так, при постановке последнего на данный момент спектакля Театра кукол «Диоген» потребовалось создать видимость дождя. Режиссер предложил испробовать старый проверенный способ - сыпать рис, при попадании на который луча света и создавался эффект ненастной погоды. По словам Георгия Горазеева, подобным способом у них ничего не вышло - рис не было видно. В итоге пришлось использовать видео.

- Но раньше же все получалось. Тот же Николай Николаевич был мастером подобных эффектов, и ему таким способом удавалось создать дождь, - говорит Дмитрий Гусев.

Двое за всех

Электроосветительный цех Театра кукол ныне состоит из двух человек.

- Мы друг друга подменяем и взаимодополняем, - рассказывает Георгий Горазеев. - Но если честно, в осветительном цехе должно работать по крайне мере 4 человека - начальник цеха, художник по свету и 2 осветителя. Вот и получается, что работаем мы за четверых, - все профильные функции лежат на нас. И из-за этого иногда возникают разные казусы. Но наша задача - исправить все проблемы незаметно для зрителей.

Говорят, если актер на сцене ломает руку, он все равно доигрывает спектакль. Такое же отношение к своему делу и у осветителей. Во время спектакля в любой момент могут перегореть лампы и фонари, может что-то не включиться. И, по словам моих собеседников, здесь важно вовремя сориентироваться и быстро исправить ситуацию. Дмитрий Гусев вспоминает историю, когда при постановке спектакля «Огниво» при поднятии занавеса задели фонари, которые висят над сценой - так называемый вынос.

- У меня в основном работал свет именно с выноса, и тут занавес изменил траекторию лучей света. Я понимаю, что процесс идет неправильно, ведь освещение спроектировано с точностью до сантиметра, - продолжает Дмитрий. - В итоге мне пришлось бежать по лестницам, карабкаться в непролазной тьме - свет-то только на сцене. У меня было в запасе всего несколько секунд. Но неисправность все же устранил. Бегаем-то мы быстро. Хотя, конечно, что-нибудь сломать себе или вывихнуть риск высок.

Но, по словам моих собеседников, театральная жизнь в Рязани довольно-таки веселая. И случаи из практики - по большей части забавные и потешные - можно собрать в отдельную книгу…

- В детстве я приходил сюда на спектакль «Маленький принц», и мне здесь все казалось невероятным - звездное небо, слайды. Это было чудо. Теперь волшебником стал и я, - делится Георгий Горазеев.

По его словам, один их коллега считает, что работа художника по свету - это профессия чародея, который может творить самые настоящие чудеса. Люди, приходя на спектакль, редко задумываются о том, каким образом сделано все то, что они видят на сцене. И осознание этого помогает получать истинное удовольствие от своей работы. Но главное, как считают ребята, это все-таки светящиеся в темноте зала лица зрителей и улыбки детей.

 

Наша справка

Здание Рязанского государственного областного театра кукол построено по проекту архитектора Владимира Сытых и введено в эксплуатацию в 1982 году. Оно имеет два зала: малый на 80 мест и большой на 366. Стиль здания определить непросто. Скорее всего, это постмодернизм.

На данный момент в театре ведется первый за все время существования здания капитальный ремонт. В 2011 году был проведён ремонт входной группы здания театра, гардероба, лестниц, нижнего и верхнего фойе, а также крыши. Кроме того, обновилось техническое оснащение второго этажа. В дальнейшем произойдёт благоустройство прилегающей к театру территории и рабочих помещений, будет обновлён фасад здания.

Ремонтные работы будут проведены и в большом зрительном зале, реконструкция коснётся главной сцены, произойдёт установка нового сценического, светового и звукового оборудования.

В новом театральном сезоне Театр кукол откроет свои двери 2 октября.

Смотрите также: