aif.ru counter
60

Инфицируют добром. Как проект Мюнстера и Рязани помогает детям с ОВЗ?

Занятия детей с инвалидностью вместе со здоровыми детьми дают большие результаты, причём для обеих сторон.
Занятия детей с инвалидностью вместе со здоровыми детьми дают большие результаты, причём для обеих сторон. © / АНО поддержки инклюзии "Навигатор Будущего"

Уже несколько лет в регионе активно работает Автономная некоммерческая организация «Навигатор будущего» – результат уникального германо-российского проекта сотрудничества, позволивший при помощи медиаресурсов и творчества вовлечь детей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Специалисты в своей работе активно используют технологии, предложенные немецкими коллегами. И в то же время делятся своими методиками, которые в Германии принимают буквально с восхищением.

Что это за технологии и как строит работу команда АНО «Навигатор будущего», рассказывает его руководитель Наталья БАРЫШОВА.

Образовался целый союз

— Наталья Алексеевна, проект, как я понимаю, стал зарождаться ещё в 2010 году, но юридически закреплён не был. Как пришли к тому, чтобы создать отдельную организацию?

Да, действительно, проект «Навигатор будущего» мы с городом-побратимом Мюнстером запустили в Рязани в 2010 году. Он был направлен на то, чтобы объединить организации, которые помогают детям с инвалидностью в Рязанской области и в Германии. Нам нужно было наладить взаимодействие, обменяться опытом и перенять инновационные практики от коллег и в то же время – поделиться чем-то своим. Тогда про людей с ОВЗ предпочитали молчать. Перед нами стояла непростая задача – начать и поддержать непростой путь к инклюзии. Три года мы проводили разнообразные двухсторонние мероприятия: научно-практические конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации, ездили в Мюнстер и приглашали коллег к нам. И тогда мы поняли, что сформировалась региональная рабочая группа и полученные результаты – только положительные. Поэтому стало очевидным, что опыт надо сохранять и приумножать. И на сегодняшний день партнёрство с Германией остаётся одним из основных направлений нашей работы. Мы стали ресурсным центром. При поддержке Министерства образования и молодежной политики Рязанской области совместо с Научно-образовательным центром практической психологии и психологической службы РГУ имени Сергея Есенина стали смотреть, какие возможности есть в городе и области. Выявляли, где что-то нужно поменять или доработать, где необходима перезагрузка, а что нужно транслировать как региональный опыт на другие субъекты и страны.

Получается, вы работаете вместе с областными учреждениями? Кто входит в вашу команду?

Первые, с кем мы начали сотрудничать, – это учреждения, подведомственные региональному Министерству образования, в данном случае – специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и школы-интернаты. Также к нам присоединились органы соцзащиты, комплексные центры социального обслуживания, центр «Семья» и центр реабилитации инвалидов. Кроме того, с нами работают общественные и некоммерческие организации. Добавились и учреждения культуры, например, библиотеки и музеи. Образовался такой межведомственный союз. Если раньше все работали отдельно друг от друга, то теперь мы знаем, у кого какие ресурсы и возможности есть, и делимся ими. Многие проекты продумываем совместно. Также стараемся для наших организаций найти похожие по профилю в Мюнстере, чтобы развивалось международное взаимодействие.

Вышли в эпицентр событий

Наверное, немецкие коллеги много технологий привезли в Рязань. Что именно удалось перенять?

Наших воспитанников мы активно включаем во все сферы жизни и в том числе во взаимоотношения с Мюнстером. Посмотрев опыт коллег из Германии, мы поняли, что у нас одни и те же задачи порой параллельно решали разные ведомства, между которыми не было никакой связи. На тот момент школы работали со школами, а органы соцзащиты – внутри своей системы. И они при этом не пересекались. Сейчас же от этого ушли, все друг другу помогают. И благодаря взаимодействию с Мюнстером мы на этом пути сможем избежать методических ошибок.

Также благодаря нашим друзьям, в нашем городе появилась медиапедагогика. Оказалось, что с детьми можно работать, обучая их фото, аудио, видео и активности в интернете. Наши специалисты прошли программы повышения квалификации и полученные знания внедрили в своих учреждениях. Кто-то стал это использовать в преподавании различных учебных дисциплин, где-то появилось своё телевидение, радио, фотокружки. И результаты сейчас ребята показывают колоссальные. Они выигрывают в областных конкурсах. Кроме того, мы стали делать свои медиаплощадки на городских и областных праздниках. Например, наши дети, которые научились брать интервью, не раз выходили на Почтовой во время  фестивалей и общались с горожанами. Для них это – ответственная задача, ведь они снимают ролики, которые мы затем выкладываем в соцсети и используем в работе. Для нас же цель провести ребят в эпицентр событий. Долгое время они были где-то в своём уголке. Но мы показали, что наши дети способны на многое.

В Германии мы увидели, как инвалиды инклюзированы в общество, как они комфортно там себя чувствуют и сколько путей им открыто. В 2011 году мы узнали, что Мюнстер занял первое место в Европе как самый удобный для проживания город. Их инфраструктура и доступная среда – то, к чему нам следует стремиться. Когда привозили туда детей с синдромом Дауна, им все на улицах улыбались. Для них это было необычно. В Рязани улыбаются только те, кто тебя знает. Вот эту дружелюбность со стороны простых прохожих очень хочется перенять. Нужно, чтобы люди не отворачивались, а общались, если нужно, предлагали помощь, причём не унизительно, а на равных. Добиться этого постепенно позволяют наши проекты.

У ребят вы также развиваете творческие навыки. Насколько я знаю, у вас есть инклюзивный танцевальный коллектив.

До 2016 года в такой области дополнительного образования, как танцы, не было понятия инклюзии. Если дети и танцевали, то глухие ребята были с глухими, слепые – со слепыми и так далее. Мы решили, что надо смешивать детей с ОВЗ со здоровыми. От этого выигрывают обе стороны. Получился интересный проект совместно со студией «Поколение DANCE». Там занимаются дети с синдромом Дауна и их сверстники-воспитанники студии. И знаете, у последних мировоззрение абсолютно поменялось. Благодаря проекту они стали внимательнее и добрее.

Какие ещё творческие проекты у вас действуют?

  Мы реализовали международные проекты, когда дети с синдромом Дауна активно взаимодействовали с миром через рисование и арттерапевтические практики. В 2017 году команды из Германии, России и Польши встретились в Мюнстере, а в 2018 году наши немецкие друзья приезжали к нам в Рязань. Оказалось, что через искусство дети могут рассказать о себе очень многое. Были поражены результатами. Есть проект с библиотекой имени Горького под названием «Воскресная передышка» под руководством Светланы Денисовой. Собираем семьи с детьми и проводим тематические мастер-классы.

Мы создали уникальный для региона инклюзивный волонтёрский отряд «Дух в движении». Дети в нём участвуют не с той позиции, к которой они привыкли, когда к ним приходят и помогают. Они приносят пользу сами: участвуют в волонтёрских акциях и сами инициируют свои акции. Так, на новогодних праздниках они продумывали сценарии, костюмы, поздравляли людей с инвалидностью, которые посещают различные городские объединения. Родители обычно к такому недоверчиво относятся, но, видя результаты, начинают понимать, на что способны их дети. И это становится для них поводом для гордости.

Настоящим срезом нашей работы и гордостью организации стал инклюзивный фестиваль «Я такой как все». Его провели в сентябре 2019 года. На нём показали лучшие инклюзивные практики. В течение трёх дней разнообразные активности,мастер-классы, концерты, экскурсии. И наконец-то дети с ОВЗ были не просто зрителями в зале, а непосредственными участниками и организаторами фестиваля наравне со своими сверстниками. Это положило начало новому вектору развития региона в области инклюзии.

На ближайшее время какие-то планы есть? Может, собираетесь новые проекты запускать?

С 21 марта по 2 апреля пройдёт пятый фестиваль в поддержку людей с инвалидностью «Подснежник». Это площадка, которую мы используем, чтобы «инфицировать» добром как можно больше человек. Проводим встречи со школьниками, молодёжью, специалистами, чтобы показать, как правильно взаимодействовать с инвалидами. Всё это сопровождается различными образовательными и культурными мероприятиями.

Также мы разрабатываем с Мюнстером проект, посвящённый здоровому образу жизни и правильному питанию. Хотим привлечь к развитию танцевального направления коллектив из Германии. В его составе – 250 человек, он самый большой в Европе. Существует уже 15 лет. Хотим, чтобы поделились опытом и помогли развить наших танцоров.

Иждивенчество – в прошлом

Кстати, из Германии удалось перенять многое, но что оценили немецкие коллеги в Рязани? Ведь какие-то технологии они перевезли от нас к себе.

Они были поражены, что мы умеем делать, имея наши ресурсы. По словам коллег из Мюнстера, российская коррекционная педагогика считается одной из лучших в мире. Именно педагогические методики они у нас и позаимствовали. Они говорили, что долго искали способы решения тех или иных проблем, но только у нас увидели, как их можно простыми средствами решить.

Можете оценить, как почти за 10 лет существования «Навигатора будущего» поменялись его воспитанники? Ведь срок довольно большой.

Мы начинали заниматься с ребятами, когда они ещё были школьниками. Сейчас они выросли, но по-прежнему остаются с нами. И судьбы отдельных детей мы ставим в пример. Потому что они стали раскрепощёнными, глядя на них, порой вряд ли можно определить, что у этих молодых людей тот или иной диагноз. Они даже просят сами не акцентировать на этом . Главное, что мы показали им и родителям, что не нужно закрываться в четырёх стенах. Надо двигаться и тогда будут результаты.

Мы стараемся уводить их от позиции иждивенчества, когда родители считают, что весь мир им должен, приводят детишек и говорят: «Сделайте его хорошим, как – решайте сами». Во многом этому помогают наши проекты, а особенно школа волонтёрства, к которой мамы и папы тоже активно присоединяются. Они все понимают, что от людей просящих и требующих можно перейти на совершенно другую ступень взаимодействия и получать от жизни больше, чем было до этого.

Да и на город в какой-то степени мы смогли повлиять. Люди стали чаще замечать людей с инвалидностью на улицах. Сегодня уже никого не нужно убеждать, что для них нужно создавать комфортные условия. Потихоньку появляются элементы доступной среды. В этом направлении работы ещё много, но прогресс уже заметен.

Ваш проект нацелен на детей, но как же работа со взрослыми людьми с ОВЗ? Им бы медиатехнологии и творчество, думаю, тоже заметно помогли бы в реабилитации.

Изначально нашей целевой группой были те, кто учится в школах или детских садах. С 2010 года ребята выросли, но, как я уже упомянула, остаются с нами. В обществах инвалидов, с которыми мы сотрудничаем, средний возраст – 40+. И мы понимаем, что для них нужна отдельная программа, поэтому стараемся держать их во внимании. Областные центры соцзащиты и реабилитации делают очень много для них. Но мы тоже, насколько это возможно, не остаёмся в стороне.

Досье
Наталья БАРЫШОВА. Директор автономной некоммерческой организации поддержки инклюзии людей с инвалидностью «Ресурсный центр «Навигатор будущего». Член Общественной палаты Рязанской области, председатель комиссии по поддержке некоммерческих организаций. Член Общественного совета при региональном минобразования. Имеет два высших образования по специальностям «учитель немецкого и английского языков» и «педагог-дефектолог». Многодетная мама. Воспитывает четверых детей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах