Давать показания в суде мало кто любит, а многие просто боятся огласки и мести. При этом далеко не все знают, что уже несколько лет в России работает программа защиты свидетелей. За прошлый, 2014 год, под нее попали 57 жителей Рязани. О том, как в регионе защищают свидетелей, «АиФ-Рязань» рассказывает начальник подразделения по обеспечению безопасности лиц подлежащих государственной защите УМВД России по Рязанской области, подполковника полиции Олег Иванов.
Без «проколов»
Анна Зорина, «АиФ-Рязань»: Олег Юрьевич, давно ли у рязанцев появилась возможность воспользоваться помощью государства для защиты жизни?
Олег Иванов: Федеральный закон был принят в 2004 году. В Рязани такая возможность есть уже семь лет - с 2008 года, когда в структуре регионального УМВД образовали оперативное подразделение по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. За это время наши сотрудники помогли около 200 свидетелям, потерпевшим и их близким. Все эти судебные процессы были связаны с уголовными делами о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе с бандитизмом, организацией преступного сообщества, вымогательствами, покушениями на убийство и другими преступлениями, вызвавшими общественный резонанс.
- Получается, что воспользоваться такой защитой могут только участники уголовного судопроизводства?
- Не только - ещё это могут быть представители судебно-следственных и надзорных инстанций, которые расследуют факты террористической деятельности, организации и участия в незаконном вооруженном формировании, бандитизме, организации преступного сообщества, сотрудники правоохранительных и контролирующих органов.
- Всегда ли удаётся уберечь подзащитных?
- С начала работы нашего подразделения мы не допустили ни одного «прокола»: все подзащитные живы, здоровы и находятся в безопасности.
Серьёзная проблема появляется тогда, когда подзащитный сам нарушает требования безопасности. Как показывает практика, в большей степени это относится к судьям, следователям, сотрудникам правоохранительных и контролирующих органов. Мы готовим поправки в действующее законодательство, по которым с должностным лицом при его обращении за госзащитой необходимо будет составлять договор. В случае нарушения требований безопасности подзащитным мы получим право прекратить его защиту.
Естественный отбор
- Наверняка личные качества защитника играют не меньшую роль, чем его профессиональные навыки. Кого берёте к себе на службу?
- Требования по отбору кандидатов у нас, действительно, высокие. Нашим сотрудникам необходим специфический набор качеств и профессиональных навыков. Они должны уметь не просто охранять своих подопечных, но и обладать нестандартным мышлением, квалификацией социальных работников, переговорщиков и даже психологов-консультантов. Нам удалось существенно изменить подход к комплектованию. Мы осуществляем не набор, а именно отбор кандидатов на замещение вакантных должностей. В результате к нам на службу поступают настоящие профессионалы своего дела.
С самого начала к нам приходили сотрудники органов внутренних дел с опытом работы в подразделении по борьбе с организованной преступностью или оперативники уголовного розыска. Это было обусловлено тем, что госзащита связана не только с непосредственным обеспечением безопасности защищаемых лиц, но и с проведением всего комплекса предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий. Этой традиции придерживаемся до сих пор.
В любое время
- Откуда обычный человек, попавший в ситуацию, когда ему нужна защита, может получить нужную информацию?
- Сотрудники нашего подразделения разработали специальную памятку о возможностях и порядке государственной защиты. Ее можно найти на официальном сайте любого регионального УМВД.
- Как и когда можно получить эту помощь?
- Пострадавшие, свидетели и обвиняемые вправе обратиться за госзащитой в любой момент: и на этапе следствия, и уже во время суда. Если поступают угрозы жизни, здоровью и сохранности имущества участника уголовного процесса, или человека, ставшего очевидцем преступления (или близких им людей), и эти угрозы люди воспринимают как реальные, они имеют полное право заявить об этом в правоохранительные органы.
Следователь, судья или руководитель органа дознания, проверив обоснованность такого заявления, в течение трёх суток выносит постановление либо о применении мер госзащиты к этим людям, либо об отказе в их применении.
Число защищаемых растёт из года в год. Что важно – это говорит о росте доверия граждан к правоохранительным органам в целом и институту государственной защиты в частности, а также повышению гражданской позиции в обществе.
Телохранитель и новое имя
- Какое-то представление о том, как работает программа защиты свидетелей, большинство из нас получает, пожалуй, из фильмов. А как это происходит в реальной жизни?
- В целом принцип работы нашего подразделения в кино показывают верно.
По данным МВД России, ежегодно при расследовании уголовных дел в качестве потерпевших и свидетелей выступают более 10 миллионов человек. И порой находится немало желающих сделать так, чтобы они замолчали. Возможно, даже навсегда.
Ещё несколько лет назад ценные свидетели часто оставались один на один со своими проблемами. Сегодня же их защита стала для нас обычной, я бы даже сказал, рутинной работой.
- В кино нам показывают, что людей вывозят за границу, меняют им внешность и документы. А в жизни?
- Обычно мы охраняем граждан, их жильё и имущество. Обеспечиваем конфиденциальность сведений о защищаемом и его временное помещение в безопасное место, вплоть до переезда в страны СНГ. То есть кому-то из подопечных выделяем телохранителей, кого-то на время переселяем в особо защищённое место, а кому-то можем даже сменить имя, официальную биографию и внешность. Впрочем, до последнего дело доходит очень редко.