Дачные победы
- Галина Владимировна, ещё не так давно как одну из самых наболевших проблем вы упоминали несоответствие тарифов на свет и воду для членов садоводческих кооперативов аналогичным тарифам для жителей сельской местности. Проще говоря, дачники платили за «коммуналку» столько же, сколько и горожане, и почти вдвое больше, чем жители села…
-… и «бодание» вокруг этой проблемы продолжалось порядка двух лет. Ещё в 2011 году меня как председателя регионального союза садоводов пригласили к обсуждению проекта внесения изменений в Федеральный закон №66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В результате хотя бы в этом аспекте мы добились-таки своего, вот только инициатива принадлежала не федеральным, а местным законодателям. Как бы то ни было, вступило в силу решение, которое позволило дачникам с 1 января 2013 года рассчитываться за «коммуналку» по точно таким же тарифам, как и жителям села.
- Насколько мне известно, есть и ещё одна победа, пожалуй, даже более значимая. В регионе впервые принята целевая программа развития садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан. Расскажите об этой программе поподробнее.
- Это долгосрочная программа, рассчитанная на 2013-2017 годы, на финансирование которой из средств областного бюджета будет выделено 46 млн рублей. Эти деньги пойдут на восстановление инфраструктуры садоводческих товариществ, а именно – на обустройство новых сетей электро- и водоснабжения.
- Предположу, что наш регион нельзя считать «первопроходцем» в плане реализации подобных инициатив…
- Скорее уж наоборот, мы – одни из последних. Раньше прочих на поддержку садоводов обратили внимание в Ленинградской области, где аналогичная программа начала действовать ещё 8 лет назад, а на её финансовое обеспечение был выделен 1 млрд рублей! Вслед за этим подключилась Московская область, далее – другие регионы. И нельзя сказать, что в каждом случае инициатива базировалась на финансовых возможностях областных бюджетов. Мне известно, что уже несколько лет подобные программы действуют как в достаточно обеспеченном средствами Хабаровском крае, так и в сопоставимой с нами по доходам Ярославской области. Вероятно, в других регионах раньше, чем у нас, поняли: не надо смотреть на садовода, как на просителя с протянутой рукой! Он не проситель, он кормилец наш, поскольку его трудом кормится не только он сам, но и многие рязанцы, которые приобретают у садоводов натуральную продукцию, выращенную с любовью и заботой! К счастью, сегодня к осознанию этого факта приходит и наша власть.
О преимуществах и недостатках
- Каким же образом будут распределяться означенные 46 млн рублей?
- Как такового «распределения» не будет. Поясню на примере. Предположим, что товариществу садоводов нужно построить новую линию электроснабжения протяженностью в 1 км. Председателю необходимо подать заявку на участие в программе, при этом члены товарищества должны самостоятельно собрать средства на строительство, а также оплатить проект и изыскательские работы. После того как все работы будут выполнены, в региональный минсельхоз потребуется представить подтверждающие документы. И только тогда товариществу будут компенсированы 50% стоимости выполненных работ.
- И эти деньги вернутся в карманы дачников?
- Нет. Эти средства не предполагают обналичивания. В следующем году они будут направлены на работы по восстановлению сетей водоснабжения в том же садоводческом товариществе. Целевая программа предусматривает «разбивку» видов работ по годам: в 2013-ом компенсируются средства исключительно за работы по восстановлению электроснабжения. А начиная со следующего года - за ремонт водопроводных сетей.
- Выходит, средства выделяются, но по факту этих денег никто так и не увидит?
- И в этом бесспорное преимущество программы! Поскольку «на руки» бюджетные средства выдаваться не будут, никто не сможет воспользоваться ими не по назначению. Ни нерадивый председатель, ни подрядчик. Но выскажу мнение, что у программы в её нынешнем виде есть и очевидный недостаток. По самым примерным подсчетам, прокладка одного километра линии электроснабжения, с учетом стоимости проекта и изыскательских работ обойдется в 1,5 млн рублей. И одно дело, если в товариществе 500 членов, тогда для каждого внести по 3 тысячи рублей вполне по силам. Ну а если в товариществе всего 50 членов?
- К слову сказать, не лучше было бы компенсировать затраты не только за строительство, но и за реконструкцию электросетей? Если в каком-либо кооперативе нужно, условно говоря, заменить три столба, для чего там тянуть новую линию?
- Разумеется, это было бы дешевле для дачников. И я выступала с таким предложением, но, к сожалению, пока меня не услышали. Есть и ещё одна идея, как облегчить для садоводов финансовое бремя. Можно было подключить к реализации программы банковские структуры. Банк со своей стороны мог бы выделить на строительство линий электроснабжения определенные средства, которые потом были бы компенсированы банку из областного бюджета. Мне кажется, что в любом случае, это было бы более реально, нежели собрать со всех дачников, среди которых большинство – пенсионеры, по несколько десятков тысяч рублей… Увы, пока все эти идеи пребывают только в стадии обсуждения. Программа утверждена, и внести в неё поправки непросто. Тем не менее, повторю, поскольку прежде рязанским садоводам и огородникам вообще не оказывали системной поддержки, даже то, что такую программу приняли – уже большое дело.
Не всё определяется бизнесом…
-Помнится, что в своё время мы с вами говорили ещё об одной проблеме, связанной с реализацией садоводами продукции, выращенной своими руками. Да, для них выделили бесплатные места на рынках. Но, объективно говоря, отдали то, что «похуже». Так, к примеру, в Торговом городке бабулек с укропом и петрушкой выселили на самые задворки рынка, к старым неработающим павильонам бывшей «рязанской ВДНХ», куда и люди-то не ходят. Само собой, чтобы хоть что-то продать, бабули возвращаются на тротуары. На ваш взгляд, возможен в этой ситуации какой-то компромисс?
- Честно говоря, верю в это с трудом. Директор каждого рынка думает прежде всего о прибыли. А какая может быть прибыль с бабушки с укропом? Вот и ставят её в «дальний угол» рынка, а то и вовсе прогоняют. Знаю, к примеру, что прошлым летом в районе рынка на Малом шоссе, где началось строительство крытого павильона, бабушек просто попросили удалиться. А вот перекупщиков с апельсинами и мандаринами почему-то не тронули. Обидно, когда так поступают со старыми людьми. Ведь многие из них идут продавать то, что вырастили не от хорошей жизни. И не всем могут помочь дети и внуки. Понятно, что по закону не положено торговать на непредназначенных для этого местах. Но бабушка-то возвращается на тротуар не от того, что она такая непонятливая. А потому что на рынке для нее либо нет места, либо же на том, которое есть, она ничего не продаст! И по-хорошему, на мой взгляд, надо было оставить бабушек в покое… Если же говорить о каком-либо компромиссе, я считаю, что ничего не изменится, пока не будет гуманного подхода к пониманию этой проблемы. С человеческой точки зрения, а не с точки зрения бизнеса.