Новости последних недель постоянно пестрят сообщениями о попавших под колеса автомобилей пешеходах. В чем причина столь частых происшествий? Водители стали менее внимательны или пешеходы – более самонадеянны?
Разобраться в причинах таких происшествий не так уж просто, ведь люди становятся жертвами ДТП при разных обстоятельствах. И, тем не менее, есть в них что-то общее…
Сезон наездов?
Достаточно отмотать ленту новостей на пару недель назад, чтобы отметить неприятную тенденцию: пешеходы попадают под колеса автомобилей с ужасающей регулярностью.
Как нам сообщил сотрудник пресс-службы ГИБДД по Рязанской области Максим Ермаков, с января по октябрь этого года произошло 259 ДТП с участием пешеходов. Если сравнить с таким же периодом прошлого года, то число происшествий даже снизилось – в 2020-м было зарегистрировано 320. Погибли в ДТП 29 человек, что, опять же, меньше, чем в прошлом году – тогда число погибших достигло сорока. Количество получивших травмы тоже стало пониже - 256 против 306 в прошлом году. На пешеходных переходах статистика насчитала 93 ДТП, а в прошлом году было 122, количество погибших, опять же, в пользу этого года – 6 против 8 в прошлом году. 95 пешеходов получили травмы, в прошлом году и их было больше – 121. Вроде бы статистика должна утешать – все-таки, вопреки складывающемуся впечатлению, происшествий с пешеходами становится меньше. Однако спокойнее почему-то не становится. Практически каждый день в новостях последних двух недель мелькают сообщения о ДТП с пешеходами. Может быть, сейчас наступил сезон ДТП?
«Основная причина наездов на пешеходов – в превышении скорости, невнимательности водителей, - считает директор школы Рязанского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Андрей Сорока, кстати, сам водитель с 40-летним стажем. – Нередко наблюдаю, как водители вылетают из-за троллейбуса, стоящего перед пешеходным переходом. Необходимо снижать скорость там, где есть опасные моменты и где это предписывают правила. Обязательно надо принимать во внимание тип погоды и недостаточную освещенность улиц. А пешеходам, конечно, не помешало бы носить светоотражающие элементы на одежде. Основные правила для предотвращения подобных происшествий: быть внимательным, соблюдать правила дорожного движения и учитывать погодный фактор».
Ежедневный экзамен
Наверное, нередко в происшествиях виноваты и сами пешеходы – в излишней уверенности в своей правоте (ведь водители обязаны пропустить!) они шагают на проезжую часть, не убедившись, что водитель успеет затормозить. А в темное время суток, да еще в дождь увидеть пешехода в темной одежде крайне трудно. Как говорит статистика ГИБДД, по вине пешеходов в этом году произошло 108 происшествий, при этом погибли 16 человек и были ранены 96. «Пешеходы нередко идут, не глядя по сторонам. Наденут наушники, капюшон и переходят дорогу, ничего не видя вокруг. Понятно, что в случае ДТП виноватым будет признан водитель, но ведь речь идет о вашем здоровье, значит, надо убедиться в собственной безопасности, - говорит председатель регионального отделения ДОСААФ по Рязанской области Сергей Козаков. – К тому же надо учитывать, что всегда остается человеческий фактор – ведь водитель может отвлечься, не успеть среагировать. Такого быть не должно, но ведь все бывает. Еще раз подчеркну - не надо рисковать собственным здоровьем, лучше убедиться в полной безопасности. Как нас учили – посмотреть налево, посмотреть направо. Еще одна проблема, которую я бы назвал среди причин неблагоприятной обстановки на дорогах, - недобросовестность на рынке автошкол. Те суммы, за которые сегодня предлагают обучить вождению некоторые автошколы, просто не могут покрыть расходы на горючее, зарплату инструктора и мастера, значит, ученик недополучит количество часов вождения, не обретет необходимых навыков. Страдает качество подготовки водителей».
Вот и получается, что одно накладывается на другое: водители у нас не слишком внимательные, а пешеходы – слишком уверенные в мастерстве водителей. Да еще осень, темнота, дожди устраивают свою проверку уровня водительского мастерства. Поэтому хочется попросить пешеходов не добавлять водителям проверку на скорость реакции, тем более, что хуже в любом случае будет пешеходу. Лучше все-таки убедиться в полной безопасности, прежде чем сделать шаг на проезжую часть.