Многие из нас, сталкиваясь с коммунальными проблемами, теряются и не знают, куда обращаться, как правильно себя вести. Большинство рязанцев плохо знают свои права, а потому не представляют, как их защитить. В таких случаях на помощь могут прийти общественные жилищные инспекторы.
Вот уже почти 10 лет в нашем регионе действует общественный ЖКХ-контроль. Мы попросили руководителя Рязанского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ольгу Каркину рассказать о деятельности общественных жилищных инспекторов.
Для пользы потребителей
Зоя Мозалева, rzn.aif.ru: Ольга Алексеевна, как появилась идея создать в Рязани структуру по общественному контролю в сфере ЖКХ?
Ольга Каркина: Такую идею предложила Общественная палата РФ – у нас не хватало контролирующих общественных организаций, особенно в сфере ЖКХ. Эта идея была озвучена членам региональных общественных палат – на встрече весной 2012 года были представители всех 85 субъектов федерации, от Рязанской общественной палаты присутствовала я. Мы решились взяться за это дело, хотя понимали, что это трудоёмко и сложно. Вскоре представитель Российской общественной палаты приехала в нашу область, и с правительством области было заключено соглашение о создании такого центра на территории Рязанского региона.
– По сути, вы были первопроходцем в этом деле. Наверное, пришлось столкнуться со многими сложностями...
— Признаться, было очень смутное представление, с чего начинать и как развивать эту деятельность. Обратились в жилищную инспекцию, там удалось найти понимание. Потом наладили контакт с министерством ТЭК и ЖКХ региона. Так постепенно началась работа.
— Как вы решились взяться за столь незнакомое дело?
— Это нужное дело, оно может принести пользу людям. Меня избрали председателем общественной организации – это было в апреле 2013 года. Хотя, по сути, организации как таковой ещё не было, был центр, но его организационно-правовая форма была непонятной. Конечно, в целом было много неясного, ведь не существовало никакого закона об общественном контроле. Но я чувствовала в себе силы, хотелось помочь людям. Постепенно определились с форматом работы, стали прорабатывать механизм своей деятельности. Избрали координационный совет, в который вошли представители и жилинспекции, и министерства ТЭК и ЖКХ, муниципальных органов власти. Главное, что определились с направленностью нашей работы – общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
— Тогда и появились первые общественные жилищные инспекторы?
— Мы долго думали, как осуществлять контроль, кто сможет этим заниматься. И, четко представляя себе цели, которые мы ставим перед собой, решили, что это должны быть активные люди – общественные жилищные инспекторы. Вспомнили давний советский опыт – где-то в 70-х годах существовало что-то подобное. Мы разработали положение об общественном жилищном инспекторе. Обратились к общественникам, чтобы найти людей, готовых заниматься этими вопросами. К нам сразу пришло около 20 человек, потом подтянулись люди из районов – всего получилось около 30 активных, неравнодушных людей. Мы начали проводить обучение первых инспекторов.
ЖКХ-просвещение
— Способы обучения, наверное, тоже вызывали немало вопросов, ведь дело было совершенно новым...
— Мы разработали 72-часовую программу обучающих мероприятий, поскольку у нас нет образовательной лицензии, - это и семинары, и круглые столы, и встречи с работниками коммунальной сферы. По итогам этого курса выдавали сертификаты об окончании наших образовательных программ, а желающим заниматься общественным контролем присваивали статус Общественного жилищного инспектора. В этом вопросе большое содействие оказали и жилищная инспекция, и профильное министерство, и многие другие организации. Мы разъясняли людям самую суть работы, благодаря помощи городской администрации, энергетической комиссии рассказывали людям, из чего формируются тарифы, плата за жильё – чтобы люди досконально были знакомы с вопросами, которые возникают у потребителей. По окончании обучения у нас уже были специалисты, которые хорошо разбираются в жилищно-коммунальных вопросах. В завершение учебного процесса, после тестирования мы выдавали свидетельства об окончании наших семинаров. К тому же сделали удостоверения жилищных инспекторов. Так в нашем регионе появился ЖКХ-контроль – региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Нас очень поддержала прокуратура области – мы сразу заключили с ними соглашение о сотрудничестве, и работаем вместе по сей день.
— Ольга Алексеевна, в каких ситуациях ваш проект помогает людям?
— В первую очередь наш проект хорош тем, что мы хоть как-то научили людей понимать, что такое ЖКХ. Это необходимо, чтобы реформа могла проводиться эффективно, чтобы можно было выстроить нормальные рыночные отношения. У нас плодятся управляющие компании, но от этого только увеличивается неразбериха, и люди не получают качественные услуги. Люди живут в больших домах и не знают, на что имеют право, не представляют, куда обратиться. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с такими обращениями. Многие не только не имеют представления, как надо действовать, но даже не знают свою управляющую компанию. В случае необходимости мы сами связываемся с управляющей компанией. Разъясняем, направляем, помогаем, просвещаем, на что люди имеют право и как это право отстоять. Люди очень благодарны, что могут направить грамотное, обоснованное обращение в управляющую организацию.
Кроме того, у нас работает общественная приёмная – люди могут приходить за помощью и консультацией по адресу: ул. Дзержинского, д. 7. Работает горячая линия, по номеру которой тоже можно получить любую консультацию в сфере ЖКХ - 47-56-79. Люди звонят с самыми разными проблемами. Когда начинается отопительный сезон, наш телефон просто разрывается, как и в этом году – вопросов очень много. Стараемся всем помочь.
Добавлю, что наши представители входят во все общественные советы, которые связаны с ЖКХ. Мы проводим общественные экспертизы, мониторинги, проверки. Тщательно контролируем вопросы переселения, подбора подрядчиков – наши общественные инспекторы присутствуют везде, где необходим контроль коммунальной сферы.
Активные и неравнодушные
— Что можно сказать об общественных жилищных инспекторах – кто они?
— Основной костяк у нас – активные люди пенсионного возраста. Людей трудоспособного возраста мало, что и неудивительно, ведь работа инспектора требует много времени. У нас был опыт работы с молодёжью – на протяжении двух лет с нами постоянно сотрудничали студенты РГУ и Академии ФСИН. Они были очень довольны, говорили, что благодаря этой работе получили то, что не смогли услышать на лекциях. Они окончили вузы и разъехались. Мы планировали развить направление работы с молодёжью, уже договорились с Рязанским политехом, но пандемия немного изменила наши планы. Надеюсь, что скоро мы возобновим эту работу. Одна из задач, которую я ставлю перед собой, – привлечь к этому проекту молодёжь.
А вообще среди инспекторов - представители разных профессий. Главное, что их объединяет – неравнодушное отношение к тому, что происходит рядом. У нас много очень активных людей, которые помогли и помогают огромному количеству рязанцев. Сёмина Марина Александровна, Кочура Анатолий Сергеевич, Ашаев Павел Юрьевич, Никитин Михаил Иванович, Маларева Лариса Васильевна – хочется назвать очень многих, каждый наш активист заслуживает внимания. Каждый из них отвечает за свой округ и хорошо знает, как помочь людям в разных ситуациях. У нас есть представители в разных районах области - в каждом районе хотя бы по одному человеку.
— Какие цели вы ставите перед возглавляемой организацией?
— Считаю, что наш проект «Общественный жилищный инспектор» состоялся и будем его продолжать.
Задачи на сегодня – это привлечь молодёжь и добиться того, чтобы костяк наших активистов все -таки составляла молодёжь.
Также хотелось бы научить наших общественников правильно выстраивать конструктивные взаимоотношения по решению коммунальных вопросов между собственником и организацией, работающей в сфере ЖКХ. Поэтому при встречах с нашими общественниками я всегда говорю – ваша задача не сталкивать стороны, а наоборот, развести и решить проблему мирно.
Ещё хотелось бы объединить ТСЖ – пока это не получается сделать, но, думаю, со временем мы найдём способ наладить взаимодействие.
А вообще, хочется помочь людям. Хочется, чтобы рязанцы могли получать качественные услуги и чувствовать себя комфортно в своем жилище.
Досье
Ольга Каркина. Юрист. Окончила юридический факультет Иркутского государственного университета им. А.А. Жданова. Главный специалист по правовым вопросам Дома общественных организаций. Ветеран труда.
Член Общественной палаты Рязанской области.
С 2012 года возглавляет Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Рязанской области.