Примерное время чтения: 8 минут
138

ЖКХ-контроль. Общественные инспекторы помогают решить коммунальные проблемы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. "АиФ-Рязань" 04/10/2022
Люди зачастую не представляют, куда обратиться со своими проблемами. Общественные жилищные инспекторы помогают рязанцам отстоять свои права на качественные услуги.
Люди зачастую не представляют, куда обратиться со своими проблемами. Общественные жилищные инспекторы помогают рязанцам отстоять свои права на качественные услуги. pixabay.com

Многие из нас, сталкиваясь с коммунальными проблемами, теряются и не знают, куда обращаться, как правильно себя вести. Большинство рязанцев плохо знают свои права, а потому не представляют, как их защитить. В таких случаях на помощь могут прийти общественные жилищные инспекторы.

Вот уже почти 10 лет в нашем регионе действует общественный ЖКХ-контроль. Мы попросили руководителя Рязанского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ольгу Каркину рассказать о деятельности общественных жилищных инспекторов.

Для пользы потребителей

Зоя Мозалева, rzn.aif.ru: Ольга Алексеевна, как появилась идея создать в Рязани структуру по общественному контролю в сфере ЖКХ?

Ольга Каркина: Такую идею предложила Общественная палата РФ – у нас не хватало контролирующих общественных организаций, особенно в сфере ЖКХ. Эта идея была озвучена членам региональных общественных палат – на встрече весной 2012 года были представители всех 85 субъектов федерации, от Рязанской общественной палаты присутствовала я. Мы решились взяться за это дело, хотя понимали, что это трудоёмко и сложно. Вскоре представитель Российской общественной палаты приехала в нашу область, и с правительством области было заключено соглашение о создании такого центра на территории Рязанского региона.

– По сути, вы были первопроходцем в этом деле. Наверное, пришлось столкнуться со многими сложностями...

— Признаться, было очень смутное представление, с чего начинать и как развивать эту деятельность. Обратились в жилищную инспекцию, там удалось найти понимание. Потом наладили контакт с министерством ТЭК и ЖКХ региона. Так постепенно началась работа.

— Как вы решились взяться за столь незнакомое дело?

— Это нужное дело, оно может принести пользу людям. Меня избрали председателем общественной организации – это было в апреле 2013 года. Хотя, по сути, организации как таковой ещё не было, был центр, но его организационно-правовая форма была непонятной. Конечно, в целом было много неясного, ведь не существовало никакого закона об общественном контроле. Но я чувствовала в себе силы, хотелось помочь людям. Постепенно определились с форматом работы, стали прорабатывать механизм своей деятельности. Избрали координационный совет, в который вошли представители и жилинспекции, и министерства ТЭК и ЖКХ, муниципальных органов власти. Главное, что определились с направленностью нашей работы – общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

— Тогда и появились первые общественные жилищные инспекторы?

— Мы долго думали, как осуществлять контроль, кто сможет этим заниматься. И, четко представляя себе цели, которые мы ставим перед собой, решили, что это должны быть активные люди – общественные жилищные инспекторы. Вспомнили давний советский опыт – где-то в 70-х годах существовало что-то подобное. Мы разработали положение об общественном жилищном инспекторе. Обратились к общественникам, чтобы найти людей, готовых заниматься этими вопросами. К нам сразу пришло около 20 человек, потом подтянулись люди из районов – всего получилось около 30 активных, неравнодушных людей. Мы начали проводить обучение первых инспекторов.

ЖКХ-просвещение

— Способы обучения, наверное, тоже вызывали немало вопросов, ведь дело было совершенно новым...

— Мы разработали 72-часовую программу обучающих мероприятий, поскольку у нас нет образовательной лицензии, - это и семинары, и круглые столы, и встречи с работниками коммунальной сферы. По итогам этого курса выдавали сертификаты об окончании наших образовательных программ, а желающим заниматься общественным контролем присваивали статус Общественного жилищного инспектора. В этом вопросе большое содействие оказали и жилищная инспекция, и профильное министерство, и многие другие организации. Мы разъясняли людям самую суть работы, благодаря помощи городской администрации, энергетической комиссии рассказывали людям, из чего формируются тарифы, плата за жильё – чтобы люди досконально были знакомы с вопросами, которые возникают у потребителей. По окончании обучения у нас уже были специалисты, которые хорошо разбираются в жилищно-коммунальных вопросах. В завершение учебного процесса, после тестирования мы выдавали свидетельства об окончании наших семинаров. К тому же сделали удостоверения жилищных инспекторов. Так в нашем регионе появился ЖКХ-контроль – региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Нас очень поддержала прокуратура области – мы сразу заключили с ними соглашение о сотрудничестве, и работаем вместе по сей день.

— Ольга Алексеевна, в каких ситуациях ваш проект помогает людям?

— В первую очередь наш проект хорош тем, что мы хоть как-то научили людей понимать, что такое ЖКХ. Это необходимо, чтобы реформа могла проводиться эффективно, чтобы можно было выстроить нормальные рыночные отношения. У нас плодятся управляющие компании, но от этого только увеличивается неразбериха, и люди не получают качественные услуги. Люди живут в больших домах и не знают, на что имеют право, не представляют, куда обратиться. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с такими обращениями. Многие не только не имеют представления, как надо действовать, но даже не знают свою управляющую компанию. В случае необходимости мы сами связываемся с управляющей компанией. Разъясняем, направляем, помогаем, просвещаем, на что люди имеют право и как это право отстоять. Люди очень благодарны, что могут направить грамотное, обоснованное обращение в управляющую организацию.

Кроме того, у нас работает общественная приёмная – люди могут приходить за помощью и консультацией по адресу: ул. Дзержинского, д. 7. Работает горячая линия, по номеру которой тоже можно получить любую консультацию в сфере ЖКХ - 47-56-79. Люди звонят с самыми разными проблемами. Когда начинается отопительный сезон, наш телефон просто разрывается, как и в этом году – вопросов очень много. Стараемся всем помочь.

Добавлю, что наши представители входят во все общественные советы, которые связаны с ЖКХ. Мы проводим общественные экспертизы, мониторинги, проверки. Тщательно контролируем вопросы переселения, подбора подрядчиков – наши общественные инспекторы присутствуют везде, где необходим контроль коммунальной сферы.

Активные и неравнодушные

— Что можно сказать об общественных жилищных инспекторах – кто они?

— Основной костяк у нас – активные люди пенсионного возраста. Людей трудоспособного возраста мало, что и неудивительно, ведь работа инспектора требует много времени. У нас был опыт работы с молодёжью – на протяжении двух лет с нами постоянно сотрудничали студенты РГУ и Академии ФСИН. Они были очень довольны, говорили, что благодаря этой работе получили то, что не смогли услышать на лекциях. Они окончили вузы и разъехались. Мы планировали развить направление работы с молодёжью, уже договорились с Рязанским политехом, но пандемия немного изменила наши планы. Надеюсь, что скоро мы возобновим эту работу. Одна из задач, которую я ставлю перед собой, – привлечь к этому проекту молодёжь.

А вообще среди инспекторов - представители разных профессий. Главное, что их объединяет – неравнодушное отношение к тому, что происходит рядом. У нас много очень активных людей, которые помогли и помогают огромному количеству рязанцев. Сёмина Марина Александровна, Кочура Анатолий Сергеевич, Ашаев Павел Юрьевич, Никитин Михаил Иванович, Маларева Лариса Васильевна – хочется назвать очень многих, каждый наш активист заслуживает внимания. Каждый из них отвечает за свой округ и хорошо знает, как помочь людям в разных ситуациях. У нас есть представители в разных районах области - в каждом районе хотя бы по одному человеку.

— Какие цели вы ставите перед возглавляемой организацией?

— Считаю, что наш проект «Общественный жилищный инспектор» состоялся и будем его продолжать.

Задачи на сегодня – это привлечь молодёжь и добиться того, чтобы костяк наших активистов все -таки составляла молодёжь.

Также хотелось бы научить наших общественников правильно выстраивать конструктивные взаимоотношения по решению коммунальных вопросов между собственником и организацией, работающей в сфере ЖКХ. Поэтому при встречах с нашими общественниками я всегда говорю – ваша задача не сталкивать стороны, а наоборот, развести и решить проблему мирно.

Ещё хотелось бы объединить ТСЖ – пока это не получается сделать, но, думаю, со временем мы найдём способ наладить взаимодействие.

А вообще, хочется помочь людям. Хочется, чтобы рязанцы могли получать качественные услуги и чувствовать себя комфортно в своем жилище.

Досье

Ольга Каркина. Юрист. Окончила юридический факультет Иркутского государственного университета им. А.А. Жданова. Главный специалист по правовым вопросам Дома общественных организаций. Ветеран труда.

Член Общественной палаты Рязанской области.

С 2012 года возглавляет Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Рязанской области.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах