14 октября состоялось заседание рабочей группы, в составе которой представители управления транспорта администрации Рязани, регионального минтранса и крупных перевозчиков. Одно из принципиальных решений группы - переход будет постепенным.
В чем проблема?
Впервые маршрутки в Рязани появились ещё в 70-х годах прошлого века. Это были компактные рижские машинки, которые наравне с троллейбусами и автобусами соединяли новые микрорайоны растущего города.
Второе пришествие маршруток город пережил уже на рубеже третьего тысячелетия. На них возлагали большие надежды проложить новые пути там, куда невыгодно ездить крупногабаритному пассажирскому транспорту. И вскоре неутомимые «ГАЗели» буквально заполонили город.
Малогабаритный общественный транспорт прижился, несмотря на возникающие к нему вопросы.
Их много, у них маленький интервал движения, они ходят туда, куда муниципальный транспорт не ездит. А сейчас ещё и тарифы такие же, как у муниципалов.
Несколько лет назад маршрутчики пережили локальную революцию, сменив морально и физически устаревшие отечественные машины на более комфортные и безопасные иномарки. Слов нет, новые микроавтобусы более просторные. В них уже не нужно гнуться в три погибели, когда встаёшь с кресла. И народу они вмещают больше. Но по-прежнему остаются эти неудобные «но»...
«Люди звонят нам и жалуются, что невозможно уехать на общественном транспорте с промежуточных остановок», — констатирует начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора регионального управления государственного автодорожного надзора Валерий Четверов.
Дорожные пробки. Высокая загруженность. Общественный транспорт ещё и не соответствует требованиям федеральной программы «Доступная среда». Из 84 городских автобусов только восемь машин - низкопольные. Аналогичных троллейбусов нет вообще. Как и маршруток.
В ближайшие несколько лет именно коммерческим перевозчикам предстоит отказаться от микроавтобусов в пользу более комфортного и вместительного транспорта. И это оказалось проблемой, заслуживающей общественного внимания.
Ответ неверный?
«Покупка подвижного состава идёт путём кредитования, — говорит генеральный директор пассажирского автотранспортного предприятия Дмитрий Дорогов. — Существуют определённые сроки, когда машина должна отъездить, вернуть кредитные деньги и принести хоть какой-то доход предприятию».
Проще говоря, предприниматели ещё не расплатились по старым долгам, как их вынуждают влезать в новые. А ведь это семьи, налоги, рабочие места...
У всех коммерческих перевозчиков Рязани сегодня насчитывается около 1240 единиц техники. Муниципальные власти предлагают заменить их 300 современными низкопольными автобусами на газовом топливе.
А каждая такая машина, говорят перевозчики, стоит на рынке 11 млн рублей.
«Предполагается, что переход на новый автопарк будет трёхлетним, в течение 2017-2019 гг., — говорит об итогах встречи рабочей группы председатель правления саморегулируемого общества «Рязаньтрансавто» Алексей Громов. — Что касается создания доступной для маломобильных граждан среды, то транспорт не обязательно должен быть низкопольным – он должен быть приспособлен для перевозки маломобильных граждан. А это не одно и то же.
И это, по словам Громова, ещё не всё. В Рязани всего 4 газовых АЗС. Сколько времени будет уходить на заправку 300 машин, если каждый автобус тратит на эту процедуру не меньше часа, а подзаряжать его нужно один-два раза в сутки?
Опять же для низкопольных автобусов требуются определённой высоты бордюры на остановках. Есть ли таковые в Рязани?
И последний вопрос – это процедура отбора перевозчиков. Если через торги, то выиграть их может кто угодно, хоть бомж. По закону он имеет право нанять субподрядчиков - тех же маршрутчиков, выставив собственные условия. Если же через конкурс, то процесс отбора будет открытым. Но зато тарифы - нерегулируемыми.
Остаётся надеяться, что за три года у нас успеют и заправок понастроить, и бордюров понаделать, и с тарифами определятся.