Примерное время чтения: 10 минут
3373

Не готовы к классике. Почему подростки не любят читать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и Факты - Рязань №8. Грипп наступает 18/02/2015

2015-й год, как известно, объявлен в России Годом литературы. В Рязанской области в связи с этим запланировали обширную программу, в которой в обязательном порядке будут участвовать все библиотеки, музеи, театры и прочие культурные учреждения региона. Однако за праздничным фасадом не скрыть проблему, которая состоит в том, что «добровольный» интерес к чтению у россиян довольно невысок. И, как признают сами библиотекари, касается это в первую очередь подрастающего поколения.

Интерес не вернётся?

«Исследования показали, что до 10 лет читают почти все дети, - отмечает директор Рязанской областной детской библиотеки Татьяна Окружная. - Россия по показателям читающих детишек младших классов стоит на втором месте в мире. Зато в возрасте 13-15 лет количество юных читателей стремительно падает, и по этой статистике Россия занимает 32 место среди стран мира. Получается, что массовая потеря интереса к книге происходит между 10 и 13 годами».

Старшеклассница Вероника учится в Рязанском свободном лицее. О себе она рассказывает, что мало знакома с интернетом и мир познаёт через книги. Но девушка признаёт и то, что таких как она, сейчас очень немного.

«Мне кажется, идея вернуть моим сверстникам интерес к чтению - утопична, - говорит Вероника. - Поколение уже выросло таким, и сейчас вернуть уже ничего нельзя. Я не обсуждаю с ровесниками книги, которые читаю: нет смысла, не поймут, потому что не читают».

Специалисты считают, что дети до 10 лет читают охотно, а позже теряют интерес к книгам. Фото: www.russianlook.com

Учителя VS родители

В чём же причина? Некоторые педагоги склонны пенять на родителей, другие считают, что ключевая роль принадлежит всё-таки школе.

«Всё идёт из семьи, - убеждена учитель свободного лицея Людмила Анисарова. - Если дома родители не берут в руки книг, то и в ребёнке не заложено этой потребности, и тогда учителя уже не смогут сотворить чудо. Мы, конечно же, стараемся. На уроках требуем искать ответы на вопросы, которые кроются в тексте. Но ребёнок, в принципе не читающий, откроет книгу с середины - и будет листать, просто чтобы найти ответ».

«Я не согласна, что семья решает всё, - возражает учитель школы № 22 Лариса Федулова. - Я сама, например, не из читающей семьи. Но однажды, случайно, нашла у себя дома затёртую книгу - «Таинственный остров» Жюля Верна. Я прочла её от корки до корки, и на какое-то время Жюль Верн стал моим любимым писателем. Потом были и другие авторы. В результате я стала учителем литературы. Я считаю, что даже ребёнку из нечитающей семьи школа может привить интерес к книгам. Для этого просто нужно приложить усилия. Мы, например, регулярно ездим со старшими классами в библиотеку. Ребята к этому привыкли: у них расширяется кругозор, они читают с удовольствием. Обычно я отдаю в класс интересную книгу, и ребята читают её по очереди, передавая друг другу».

Есть мнение, что книги, которые предлагает подросткам школьная программа, сложны для них и малопонятны в силу нехватки жизненного опыта. Фото: www.russianlook.com

Неправильные книги

Есть мнение, что читательский интерес у подрастающего поколения отбивают «неправильные» книги.

«Почему в начальной школе есть интерес к книге, а потом - он иссякает? - рассуждает программный директор ТКР «Рязань» Любовь Кантаржи. - Дети растут в основном на детской советской классике. Это Николай Носов, Виктор Драгунский, Валентина Асеева. А когда они переходят в среднее звено, на них вдруг резко наваливается серьёзная русская классика, к которой дети могут быть не готовы».

«Может, есть смысл предлагать другие книги, которые продолжат развивать привычку к чтению у детей в 10-12 лет, приключенческие романы таких авторов, как Майн Рид, Александр Дюма, Конан Дойль, -  говорит литературный критик, журналист Елена Сафронова. - Эта литература качественно переведена на русский язык, и она даёт представление о таких базовых понятиях, как Добро и Зло, честь, стояние за справедливость, личная смелость, ответственность. Переход от детской литературы к «серьёзной» классике, таким образом, будет проходить плавно».

«Моя дочь-подросток с удовольствием «глотает» романы в жанре фэнтези, а вот за книги, которые нужно прочесть по программе, её не усадишь, - признаётся Марина Николаева. - Когда проходили «Мёртвые души» Гоголя, она просила, чтобы я читала ей вслух».

Увлечение интернетом и гаджетами многие считают одной из главных причин потери интереса к чтению. Фото: Shutterstock.com/ RossHelen

Сеть для читателей

Многие представители старшего поколения считают, что в снижении читательского интереса виноваты компьютер, гаджеты и интернет. Мол, современных детей всецело увлекают компьютерные игры, социальные сети и прочие виртуальные развлечения, а времени на книги уже не остаётся.

А вот директор Централизованной системы детских библиотек города Рязани Зинаида Сухова рассудила иначе: коли уж дети сегодня «живут» в интернете, значит, именно здесь нужно искать читателей.

На разработку собственного сайта у детской городской библиотеки ушло немало времени. Зато здесь есть и блог, в котором регулярно появляются посты от имени забавных сказочных персонажей, и виртуальные выставки с викторинами, и фотоконкурсы. Есть раздел, где выложены 3D-модели книг: любой том можно рассмотреть со всех сторон и пролистать. Сайт имеет и свои страницы в популярных социальных сетях.

Как же связаны эти виртуальные развлечения с чтением книг? Просто для того, чтобы участвовать и побеждать в конкурсах и викторинах, нужно прочитать книгу, а иногда и не одну. И вот, книга прочитана, викторина разгадана. А там, глядишь, руки снова тянутся к книжным полкам.

«Взрослые, когда впервые заходят к нам, обычно удивляются, - говорит Зинаида Сухова. - Они думают, что в библиотеке сегодня, как и 30 лет назад, сидит строгая женщина и сторожит унылые стеллажи с книгами. А у нас - всё иначе. Мы понимаем: просто выдавать книги - уже не актуально. Надо заинтересовать читателя».

Комментарии

Артём Никитин, глава молодежной администрации Рязани:

«По моему мнению, то, что молодёжь не читает - это не совсем так! Скажу больше - молодежь не только читает, но и пишет. Практически каждый подросток имеет свой блог или участвует в жизни своего города на форуме. Просто, наверное, круг интересов изменился.

Если раньше было принято читать классику, сидеть в библиотеке по вечерам, то теперь с этим стало как-то легче. Каждый выбирает себе литературу по душе. Да и не только литературу.

Читает информагентства, которым, на его взгляд, больше всего можно доверять, книги, которые ему интересны и полезны.

Никто не отказывается от общепринятых стандартов: есть книги, которые каждый должен прочесть до 25 лет, если считает себя культурно образованным человеком.

Более того, я часто посещаю библиотеку им. Горького и вижу, что молодежи там с каждым днём всё больше и больше. И я уверен, что чтение книг сегодня снова в тренде, снова стало модно. Общаясь ежедневно с огромным количеством молодёжи, я слышу, как часто они обсуждают Твардовского и Лермонтова, а в пример приводят Тёркина и Калашникова».

Анна Карпакова, член молодёжной администрации Рязани, руководитель студии бального танца:

«Читает наша молодежь много - социальные сети вскипают от количества цитат великих умов. И так как она предпочитает электронный контент, где главное - краткость и лаконичность, 4 тома «Войны и Мира» вызывают смешанные чувства. Сегодня главная функция книги - развлечение. Она помогает людям отдохнуть после тяжелого трудового дня или почувствовать себя героем средневековой саги. Экранизации классики (как я понимаю - это основная проблема, потому что не читают обычно ее), безусловно, заставляют обывателя направить свое внимание на автора и многие люди с удовольствием заново открывают для себя Достоевского и Пушкина, Бунина и Чехова. Я, например, после экранизации «Анны Карениной» (2012) с удовольствием прочла это прекрасное произведение и узнала для себя много нового, а главное - я почувствовала превосходный русский язык, с его сложносочиненными предложениями и живой, сочной передачей мысли. Я думаю, что в наших силах «оживить» литературу. 

Есть у нашей студии Литературные Балы, где мы уже на этапе подготовки обращаем внимание на те или иные особенности произведений. Например, какие танцы танцевал Онегин с Ольгой на балу? Или как звали персонажа, у которого был маскарад, из одноименной драмы Лермонтова? Не вчитываясь - ответить невозможно! Молодежь с удовольствием «играет в угадайку», а затем ищет ответы в классической литературе. У кого-то возникает интерес, и он дальше идет своей дорогой изучения русской классики».

Мнение психолога

«Я думаю, что потеря интереса к книге у молодого поколения - больше социокультурная, а не психологическая, - считает психолог Екатерина Шувалова. - Меняются ценности, меняется восприятие окружающего мира. В обществе сместились плоскости: «думать, мечтать и достигать» сменились на пассивность, доступность и виртуальную реальность. Мы как будто впали в спячку: социальную, культурную, эмоциональную. Конечно, и в «старом» обществе кого-то интересовали книги, а кого нет. Однако невооружённым взглядом видно, что число подростков, заинтересованных литературой, падает. Читать или не читать - выбор каждого из нас, в том числе и детей. Однако, чтобы сделать этот выбор, детям нужна информация, плюсы и минусы чтения литературы. На мой взгляд, родителям важно показать на собственном примере пользу книг, то, как они повлияли на их жизнь. Также можно вовлекать детей в процесс обсуждения разной литературы, делиться мнениями, выводами и, конечно, впечатлениями».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах