Одну тему, крайне острую, болезненную, требующую пристального внимания, мы решили вынести за рамки «круглого стола», чтобы остановиться на ней максимально подробно.
В индустриальном кольце
По данным различных государственных контрольно-надзорных структур, до 10 предприятий из 28 в Южном промузле имеют выбросы в атмосферу по сероводороду. Сероводород в атмосферном воздухе имеет характерный специфический запах «тухлых яиц».
- Предельно допустимая концентрация (ПДК) сероводорода в атмосферном воздухе установлена как раз исходя из органолептических показателей, - поясняет начальник отдела охраны окружающей среды ЗАО «РНПК» Андрей ВЕГЕРИН.- Когда мы чувствуем запах «тухлых яиц», это означает, что содержание сероводорода в воздухе близко к ПДК. В концентрациях меньших и больших ПДК, человек не ощущает запаха сероводорода. Как и было сказано на «круглом столе», в соответствии с действующим законодательством для групп промышленных предприятий, расположенных в промышленном узле, должна быть установлена единая санитарно-защитная зона, которая должна обеспечивать безопасные условия для проживания населения, окружающей среды и самого производства.
Непосредственно в Южном промузле оказался посёлок Турлатово. Приближение Турлатова к границам промузла имеет давнюю историю. Первый нормативный документ, СанПиН, регулирующий установление санитарно-защитных зон, был принят в СССР в 1974 году. На тот момент Турлатово уже тесно соседствовало с биологическими очистными сооружениями нефтезавода, которые запустили в работу в 1961 году. На биологических очистных сооружениях нефтезавода проходят очистку все стоки города Рязани и промышленности Южного промузла. Рязань растёт и развивается, и вместе с этим происходит изменение качественного и количественного состава сточных вод, подаваемых МП «Водоканал города Рязани» на биологические очистные сооружения. Городская администрация в 2002 году отрегулировала качество сточных вод, которые принимает и транспортирует МП «Водоканал города Рязани». С этой целью было подготовлено и выпущено в жизнь Постановление главы администрации г. Рязани от 19.02.2002 г. №436, которое утвердило Правила приёма сточных вод в систему канализации г. Рязани.
Как работают очистные?
- Биологические очистные сооружения (БОС) хозяйственно-бытовых сточных вод города Рязани, как они правильно называются, представляют собой систему сложных и тесно взаимосвязанных друг с другом подземных и наземных трубопроводов, заглублённых железобетонных сооружений, перекачивающих насосных станций, воздухонагнетателей, систем механического обезвоживания осадков, накопителей для размещения осадков, систем ультрафиолетового обеззараживания, - рассказал « АиФ-Рязань» директор по ПБ, ОТ и ООС ЗАО «РНПК» Михаил АНФИМОВ. - Только площадь биологических очистных сооружений составляет более 300 га – целый городской квартал! Ежесуточно очистные могут принимать и очищать до 320 тыс. куб. м. сточных вод, при этом сточные воды после очистки по своему качеству лучше, чем вода из реки Ока, которая используется для питьевого водоснабжения Рязани. Основной рабочий элемент на биологических очистных сооружениях - это активный ил – биоценоз живых микроорганизмов, благодаря которым и происходит очистка поступающего стока. По сути, на них воспроизведен природный процесс очищения, который протекает в реках и озерах – природных водоёмах.
БОС, как объяснили специалисты РНПК, имеют две ступени очистки. Такой способ повышает надёжность работы очистных, делает её стабильной, а качество сточных вод - высоким. Большая аккумулирующая способность двухступенчатых очистных увеличивает их инерционность и скорость отклика на поступающие отклонения, что позволяет сглаживать превышения по качеству сточных вод на входе на очистные сооружения. Но эта аккумулирующая способность не бесконечна и имеет свой вполне конкретный предел. Если качество стоков на входе БОС будет регулярно не соответствовать нормативам, то любые, даже самые современные очистные, не справятся. Но так ли устарели БОС, и именно ли в их физическом и моральном износе основная причина того, что они не справляются с поступающими стоками?
- Ответ на этот вопрос найти несложно, - продолжает Михаил Валентинович.- Если мы изучим всю современную литературу и весь мировой опыт по очистке сточных вод, которое накопило человечество, то убедимся, что ничего более эффективного, чем глубокая биохимическая очистка сточных вод, пока не придумано. Эти технологии в той или иной степени имитируют естественное природное самоочищение. На биологических очистных сооружениях ЗАО «РНПК» эти процессы реализованы в необходимом и достаточном количестве.
Проблема в контроле?
Если процессы достаточны и могут обеспечить необходимую степень очистки, тогда, может быть, дело в контроле над работой очистных?
- Работа БОС невозможна без глубокого и всестороннего контроля на всех этапах очистки сточных вод, - говорит Михаил Анфимов. - Он организован и ведется строго по графику, по часам. Контролируется всё: сточные воды на входе и выходе, сточные воды по этапам очистки, образующиеся осадки, химические и микробиологические показатели. Работают над этим несколько лабораторий: внутренняя заводская - экологическая лаборатория ЗАО «РНПК», внешние независимые государственные - лаборатория Рязанского филиала «ЦЛАТИ по ЦФО», лаборатория ФБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Рязанской области». Результаты контроля на регулярной основе ежемесячно предоставляются во все заинтересованные государственные контрольно-надзорные органы и в органы власти, а в случае отклонения от установленных нормативов, имеющих непосредственное влияние на здоровье населения, информирование производится дополнительно, сразу после получения результатов контроля.
Так почему же качество очищенных сточных вод не соответствует нормативам, и существует тот самый запах, на который жалуются жители посёлка Турлатово и Дашково-Песочни?
Сульфидная атака
История регулярных обращений ЗАО «РНПК» к МП «Водоканал города Рязани», администрации города Рязани, областной администрации, ко всем контрольно-надзорным органам власти, задействованным в процессе контроля работы очистных сооружений и выбросов в атмосферу, берёт свое начало в 2006 г. Именно тогда руководство ЗАО «РНПК» начало бить тревогу, и говорить о проблеме качества сточных вод, которые подаёт МП «Водоканал города Рязани» на биологические очистные сооружения ЗАО «РНПК».
- За этот период завод обратился в МП «Водоканал города Рязани» с 64 письмами о прекращении сверхнормативных сбросов и требованием привести качество подаваемых сточных вод в соответствие с Правилами приёма в систему канализации г. Рязани, утверждённых Постановлением главы администрации, – рассказывает начальник отдела охраны окружающей среды предприятия Андрей Вегерин. - Общее количество обращений ЗАО «РНПК» во все структуры составило более 79. Конкретного реального эффекта эти обращения не дали, МП «Водоканал города Рязани» продолжает подавать на биологические очистные сооружения ЗАО «РНПК» хозяйственно-бытовые стоки населения города Рязани с превышением содержания сульфидов. Только за истекший период 2014 года регулярные превышения содержания сульфидов в сточных водах, подаваемых МП «Водоканал города Рязани», фиксировались на уровне, в 150 раз больше установленного в Правилах приёма сточных вод в систему канализации г. Рязани. При этом в последних письмах с ответами на обращения ЗАО «РНПК» МП «Водоканал города Рязани» откровенно заявляет о своей неспособности справиться с проблемой качества сточных вод, подаваемых на биологическую очистку.
Нужна защитная зона!
Проблема качества сточных вод, подаваемых МП «Водоканал города Рязани» на БОС ЗАО «РНПК», давно уже перешагнула границы отношений двух хозяйствующих субъектов. В эту проблему оказались вовлечены многие участники, в том числе жители посёлка Турлатово и Дашково-Песочни.
- Городские сточные воды с превышением содержания сульфидов формируют загрязнение атмосферного воздуха, которое в виде неприятного запаха ощущают жители Турлатова и Дашково-Песочни, – резюмирует Андрей Валентинович.
Но только ли очистные ЗАО «РНПК» есть причина беспокойства? Как известно, биологические очистные сооружения и Турлатово соседствуют более 50 лет, т.е. всю историю существования очистных. При этом документ, регулирующий установление санитарно-защитных зон, в этом году отмечает своё сорокалетие. И что же - все эти годы соседи всё время ссорились из-за неприятных запахов и не могли определить ту границу, ближе которой друг к другу подступать нельзя? Конечно же, это было не так. Вернее, не совсем так.
Так исторически сложилось, что посёлок оказался с одной стороны окружён промышленными предприятиями, расположенными на территориях бывшего завода ЗИЛ, с другой – очистными ЗАО «РНПК», на которых проходят очистку хозяйственно-бытовые сточные воды города Рязани. ЗАО «РНПК» начиная с 2006 г. обращалось в администрацию города Рязани, в областную администрацию, в контрольно-надзорные органы, вовлеченные в контроль над состоянием атмосферного воздуха и наделённые полномочиями охраны атмосферы, с предложениями о создании единой санитарно-защитной зоны для Южного промузла города Рязани.
- Инициатива ЗАО «РНПК» не была поддержана, - делится с нами Михаил Анфимов. - Кроме того, некоторые государственные структуры прямо отказали в выдаче информации об источниках выброса в атмосферу, хотя обязанность в предоставлении такого рода информации за ними закреплена законодательно. Сейчас мы все оказались заложниками бездействия и непринятия необходимых управленческих решений администрацией города. Могут ли сами промышленные предприятия объединить усилия и установить единую санитарно-защитную зону? На этот вопрос можно твёрдо ответить, что без поддержки и управления этим процессом со стороны администрации города и области ничего не получится. Инициатива и законодательное регулирование процесса создания единой санитарно-защитной зоны для Южного промышленного узла города Рязани в контексте посёлка Турлатово и Дашково-Песочни должны находиться в руках властей города Рязани и Рязанской области.
Подготовил Юрий АЛЕКСАНДРОВ
О мониторинге загрязнения атмосферы
Для получения оперативной информации о качестве атмосферного воздуха в Рязани есть четыре передвижных экологических лаборатории: две в экологической лаборатории ЗАО «РНПК», одна – в администрации города Рязани и еще одна – у министерства природопользования и экологии Рязанской области. ЗАО «РНПК» ведёт непрерывный регулярный мониторинг загрязнения атмосферы по соответствующей программе наблюдений. Мониторинг ведётся как собственной экологической лабораторией с использованием двух передвижных экологических постов, так и с привлечением внешней независимой государственной лаборатории Рязанского филиала «ЦЛАТИ по ЦФО». Для оценки эффективности мониторинга и правильности его организации с точки зрения соблюдения всех необходимых законодательных требований в области метрологического обеспечения и соответствия нормативным требованиям по мониторингу загрязнения атмосферы ЗАО «РНПК» пригласило на договорной основе для осуществления контроля над деятельностью по мониторингу загрязнения атмосферы государственное учреждение Главную геофизическую обсерваторию им. А.И. Воейкова, которое является головным методическим учреждение Росгидромета, единственной Федеральной службы в России, наделенной полномочиями мониторинга загрязнения атмосферы. Экологическая лаборатория ЗАО «РНПК» аккредитована на выполнение всех необходимых лабораторных исследований по контролю загрязнения атмосферы и имеет лицензию Росгидромета на мониторинг загрязнения атмосферы и представление аналитической информации потребителям. Сведения о качестве атмосферного воздуха на регулярной основе представляются ЗАО «РНПК» в территориальные управления контрольно-надзорных органов по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в администрацию города Рязани, передаются в Государственный фонд Росгидромета.