Что делать, если страховщик не выдает полис ОСАГО на старую машину?
Почему страховые компании не желают выдавать полисы ОСАГО на старые машины?
«В настоящее время это серьезная проблема! — отвечает руководитель юридической компании Наталья Перескокова. — Согласно ст. 426 ГК РФ и ст. 1 ФЗ «Об ОСАГО» подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается. Отказ не допускается.
Однако зачастую работники страховой компании соглашаются оформить полис ОСАГО только при заключении договора добровольного страхования жизни и здоровья, что не является законным, поскольку в п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» говорится о том, что обусловленность приобретения одних товаров обязательной покупкой других (проще говоря, навязывание дополнительных товаров и услуг) запрещена.
Согласно Федеральному закону №223-ФЗ от 21.07.2014, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет административную ответственность. Соответствующие изменения внесены в ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных нарушениях».
По словам юриста, необходимо в таких случаях требовать письменный отказ от сотрудников страховой компании. Вместе с тем, на практике сотрудники страховой компании никогда не выдадут подобного рода письменный ответ, поскольку понимают неправомерность своих действий.
«Граждане оставляют за собой право фиксировать действия сотрудников, которые намеренно отказывают в заключении договора ОСАГО либо обуславливают заключение договора ОСАГО иными дополнительными услугами с помощью – фото, -видеосъемки, — продолжает юрист. — Данное положение, закреплено ЦБ РФ в рекомендациях по заключению договора ОСАГО. В рекомендациях указано, что страховые компании при заключении договора ОСАГО должны не препятствовать осуществлению аудио-, видеозаписи процесса заключения договора.
После фиксации неправомерных действий, необходимо запомнить данные филиала, адрес и данные работника, который отказал в приеме заявления, а для написания жалобы на неправомерные действия по возможности узнать данные руководителя соответствующего филиала. В случае отказа страховой компании страховать транспортное средство, следует обратиться с жалобой в Центральный Банк России (ЦБ РФ) и в Российский союз Автостраховщиков (РСА). Обратиться с жалобой можно как посредством почтовой связи, так и сайте РСА (https://autoins.ru/ru/index.wbp) и ЦБ РФ (https://www.cbr.ru/) с приложением фото или видео материала.