В Рязани возник переполох, связанный со слухами об объединении школы № 18 для глухих и слабослышащих детей со школой для детей с расстройствами аутического спектра. Почему такое объединение вызвало бурную реакцию?
Такие разные ученики
Школа № 18, которая специализируется на обучении глухих и слабослышащих детей с 1985 года, — одна из старейших в России. Здесь организовано полноценное обучение ребят с нарушениями слуха с использованием русского жестового языка.
В этой школе еще несколько лет назад были созданы классы для детей с РАС (расстройства аутического спектра). Однако тогда это новшество никаких вопросов не вызвало. Сейчас родители забили тревогу — количество детей с РАС хотят значительно увеличить, и родители обеспокоены, как будут обучаться под одной крышей такие разные дети. На самом деле совместное обучение столь разных школьников представить сложно. Даже не обучение, а пребывание на одной территории. Все-таки они очень разные. И методики обучения серьезно отличаются. Нет гарантии, что учителя, которые находят общий (жестовый) язык с детьми с нарушениями слуха, смогут найти свои способы коммуникации с детьми с РАС.
«Дети с аутизмом — довольно тяжелая для педагогов категория. Бывает, что дети с такими расстройствами могут кричать, кусаться, драться, они часто не слышат инструкции, отказываются сотрудничать с педагогом, не вступают в игру с детьми, — говорит психолог, специалист по социальным отношениям Ольга Шаповалова. — Особенность обучения таких детей заключается еще и в том, что для них нет единой методики. При создании интегрированного класса необходимо учитывать особенности каждой категории учеников. Для ребят с различными нарушениями совместное обучение дает возможность социализироваться, приобрести новые навыки. Нейротипичные дети в инклюзивной группе развивают эмоциональный интеллект, учатся взаимодействовать, помогать. Но в любом случае к организации совместного обучения надо подходить максимально аккуратно, чтобы интеграция не сказалась на психологическом комфорте учеников».
Нас не слышат?
Как говорят родители учеников школы № 18, в связи с наметившимися изменениями из школы ушла директор Анна Черкасова, проработавшая в этой школе 20 лет, 15 из которых руководила учебным заведением. В министерстве образования Рязанской области заявили, что директор уволилась по собственному желанию. «В настоящее время рассматриваем кандидатуры на должность директора с соответствующим опытом. При необходимости окажем школе всю необходимую методическую и организационную помощь», — прокомментировали в минобре. Также там добавили, что по уставу в этой школе могут учиться и дети с нарушениями слуха, и с интеллектуальными нарушениями, и с РАС, и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сообщили также, что проведение реорганизации школы сейчас не планируется.
В Рязанском региональном отделении Всероссийского общества глухих тоже отнеслись к планам по реорганизации настороженно. А оптимизировать обучение предложили по-другому — прикрепить детские сады для детей с нарушениями слуха к школе № 18, чтобы профессионалы, которые знают, как работать с неслышащими детьми, находились в одном месте.
Чем закончатся начавшиеся изменения, пока неизвестно. Главное, чтобы качество образования не пострадало, и все дети чувствовали себя комфортно.
Справка
По данным регионального министерства образования, в Рязанской области 9806 детей школьного возраста с ОВЗ. Из них 7803 обучаются в муниципальных образовательных учреждениях, 2003 — в специализированных школах, из них 1117 ребят — на домашнем обучении.