Накануне Дня знаний можно очень долго рассказывать о готовности школ к новому учебному году. Ремонт в классах, закупка нового оборудования… Это всё, безусловно, важно. Но, на наш взгляд, ещё важнее выводы о готовности делать, опираясь на ситуацию с учительскими кадрами.
Мы очень много пишем о том, как родителям сложно собирать детей к школе, как дорожают каждый год форма и канцтовары, как сама подготовка превращается в настоящий кошмар. И в этом году всё именно так, не спорим. Поэтому начнём учебный год с анализа другой проблемы.
Кадровый дефицит
Есть ли в школах Рязани дефицит учительских кадров? Увы, есть. В управлении образования и молодёжной политики города рассказали, что по состоянию на 18 августа 2022 года в общеобразовательных учреждениях потребность в кадрах составляет 103 вакансии.
«В школы требуются учителя начальных классов, учителя математики, преподаватели русского языка и литературы, учителя информатики, учителя английского языка, учителя технологии, учителя музыки, учителя-логопеды, преподаватели истории и обществознания, а также педагоги-психологи и социальные педагоги», - уточнили в ведомстве.
103 вакансии – много это или мало? Учитывая, что в областном центре действует 67 образовательных учреждений, наверное, мало. «На самом деле, это не так много, - подтвердила почётный гражданин города Рязани, народный учитель России Екатерина Филиппова. – Думаю, эта цифра точно скоро уменьшится. Сейчас наблюдается наплыв абитуриентов на учительские специальности в вузах. И это радует. Несмотря на все сложности, юные рязанцы выбирают профессию учителя».
Работа на износ
Наверное, число выпускников школ, кто захочет работать в школе, точно увеличится, если они узнают, какая у наших учителей сегодня средняя зарплата. А она, между прочим, составляет 40 316,10 рублей. «Враньё полное», – заявила одна из учительниц рязанской школы, с кем мы поделились этой цифрой.
Цифра и вправду кажется странной. В управлении образования объяснили, что уровень заработной платы в отдельном учреждении зависит от сложившегося фонда оплаты труда, который в свою очередь зависит от количества учащихся в учреждении, направленности образовательных программ. «Размер заработной платы отдельно взятого работника зависит от различных факторов, в том числе нагрузки (количества занимаемых ставок), величины персональных повышающих коэффициентов (за стаж, образование и т.д.), размера стимулирующих и компенсационных выплат», – рассказали в ведомстве.
Это подтвердила и Екатерина Филиппова: «Зарплаты высокие, потому что многие учителя работают 1,5-2 ставки – за других учителей, которых нет. То есть школе нужны два учителя по физике, а работает один за всех. Нагрузка сильно возрастает, но и зарплата тоже. И всё зависит от баллов. Каждый учитель заполняет табличку, где рассказывает о своих достижениях, об участии детей в олимпиадах и т.д.».
Приходится крутиться
Другими словами, учителя действительно могут зарабатывать больше 40 тыс. в месяц. Всё зависит от их активности. Но возникает другая проблема – как быть молодым учителям?
«Да, им сразу и неоткуда взять эти баллы, – продолжает Екатерина Филиппова. – Но, во-первых, первые три года их поддерживают специальными доплатами. Во-вторых, хочу сказать, молодые учителя у нас сейчас очень активные: участвуют во всех профильных конкурсах. Это тоже влияет на зарплату».
По словам нашего эксперта, только сначала у молодых учителей невысокая зарплата. «Я тоже, помню, начинала с небольшой суммы. Всё и сразу не бывает. Кто любит свою профессию, любит детей, всё вытерпит и со временем будет получать хорошую зарплату, - заверили Филиппова. – Кроме того, я стала замечать, что многие молодые учителя стали активно заниматься репетиторством. И там неплохо зарабатывают».
Но всё-таки есть проблема, которая, по словам эксперта, до сих пор не решена. «Надо добиваться, чтобы высокая зарплата учителей формировалась не за счёт баллов и, соответственно, нагрузки. Базовую часть зарплаты надо поднимать», - заключила Екатерина Филиппова.
Кстати
А председатель «Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов накануне учебного года обращает внимание на другую проблему некоторых учителей (не будем говорить за всех).
По его словам, видно, нет нормального финансирования школ. Из-за чего учителя вынуждены просить родителей покупать туалетную бумагу, воду, шторы и т.д. «Думаю, им делать это им очень неприятно», - поделился Олег Попов. – Впору задуматься о решении этой проблемы».