Примерное время чтения: 8 минут
635

Проблема на проблеме. Кто «душит» рязанских предпринимателей и помогает им

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и Факты-Рязань №26 27/06/2018

Есть ли у коммерсантов надежда на улучшение своего финансового и правового положения? Об этом и многом другом мы беседуем с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Рязанской области Егором Бурцевым.

Взять барьер

Галина Горбунова, RZN.AIF.RU: Егор Викторович, расскажите, какие проблемы помогает решить бизнес-омбудсмен? И с чем к вам обращаются?

Егор Бурцев
Егор Бурцев Фото: Правительство Рязанской области

Егор Бурцев: Основная цель нашей работы - защищать права и законные интересы бизнеса от нарушений со стороны любых органов публичной власти. Проблемы, как правило, становятся ясны из обращений. Всего за время работы нашего правозащитного института (с 2015 года) мы приняли 664 обращения, почти от 900 заявителей.

В 2017 году большая часть жалоб предпринимателей касалась незаконной блокировкой счетов, применения онлайн-касс, оформления земельных участков в собственность (аренду), смены разрешённого вида использования земельных участков, несвоевременной оплаты государственных (муниципальных) контрактов, нарушения прав предпринимателей при проведении открытых конкурсов и аукционов и других вопросов. В 2017 году рост количества обращений составил 92% к прошлому году. Динамика идёт по нарастающей. А значит, проблем меньше не становится.

- Наверняка предприниматели жалуются на препоны со стороны различных ведомств?

- В начале 2018 года мы провели опрос по оценке условий ведения предпринимательской деятельности на территории региона. К ведомствам, создающим максимальные барьеры для бизнеса, опрошенные отнесли ФНС, Роспотребнадзор и МВД. Наибольшие издержки для бизнеса создают ФНС, Роспотребнадзор, Роструд, Ростехнадзор. С принципиально неисполнимыми требованиями бизнесу приходится сталкиваться со стороны ФНС, Роспотребнадзора и Ростехнадзора.

- Где бизнесмены активнее – в районах или в областном центре? На органы власти какого уровня в основном жалуются?

- В 2017 году мы приняли обращения из 14 муниципальных районов (городских округов) области. Но лидером по количеству обращений остаётся областной центр. Большинство жалоб (47%) - на органы местного самоуправления, на втором месте - федеральные органы власти, на третьем - региональные.

Выручка, но не взаимная

- Можете ли сказать, какие проблемы сегодня являются ключевыми для бизнеса в Рязанской области?

- Во-первых, это превышение максимальной доли федеральных торговых сетей в половине районов региона. На лицо дисбаланс с малыми формами торговли. Для местных производителей затруднён доступ на «полки» федеральных сетей. Во-вторых, заметно манипулирование на рынке услуг в сфере перевозки пассажиров. Третья проблема - затруднённый доступ к кредитным ресурсам, высокие процентные ставки кредитования, «кабальная» система обеспечительных мер по кредитам. Четвёртая - высокий уровень административной нагрузки и рост непроизводственных расходов. Кроме того, процесс подключения к сетям жизнеобеспечения для бизнеса бывает длительным, высокозатратным и непрозрачным. Ещё одна проблема - рост налоговой нагрузки. Потенциал региона по установлению налоговых льгот полностью не реализован.

- Наверняка на муниципальном уровне есть массовые проблемы, вызвавшие общественный резонанс.

- Перевозки пассажиров в Рязани, пожалуй, - самая резонансная тема. Администрация города обязала предпринимателей приобрести и установить дорогостоящую спутниковую навигацию и терминалы автоматизированной системы оплаты проезда. Также региональный закон обязал перевозчиков передавать в режиме реального времени мониторинговую информацию о параметрах движения и местонахождении транспорта без учёта возможности его ремонта, нетрудоспособности водителя, перебоев в работе оборудования.

Порядок отношений предпринимателей с региональным навигационным центром и Управлением транспорта в части передачи мониторинговых сведений с правовой точки зрения до конца не урегулирован. Поэтому, на наш взгляд, законодательство создаёт возможность для манипуляций на рынке подобных услуг и ограничения конкуренции.

- А как отнеслись представители малого бизнеса к изменению парковочного пространства и новым дорожным знакам в центре города? 

- Мнение бизнеса в этом вопросе не учли. В результате установки дорожных знаков «Остановка запрещена» и «Работает эвакуатор» выручка некоторых предпринимателей упала более чем на 50%. Также возникли проблемы с разгрузкой товара. Мы изучили ситуацию и сделали вывод о том, что обязательные требования по установке дорожных знаков на указанных участках отсутствуют. То есть возможность организовать парковочные места. Дело за администрацией, которая может принять меры, чтобы решить вопрос.

- Удаётся чем-то помочь конкретным предпринимателям в решении их вопросов?

- За 2017 год удалось наработать положительную практику защиты бизнеса в судах. Вот конкретные примеры. По решению суда снизили кадастровую стоимость участка предприятия, что привело к снижению суммы уплаты налога в 10 раз. Удалось отменить постановление Роспотребназдзора о назначении штрафа предприятию. Организации вернули уплаченные в качестве штрафа суммы. Подобных примеров немало, но хотелось бы, чтобы их было больше.

Отложить налоги

- Есть ли сложности в работе самого правозащитного института уполномоченного? 

- Да, есть. Так, шесть первых месяцев 2017 году в штате аппарата не было ни одного сотрудника, а в последние полгода работает всего один помощник. И это при значительном объёме нагрузки. Необходимо изменение в региональное законодательство об уполномоченном. Кроме того, уже не первый год мы говорим о необходимости создания региональной общественной приёмной уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Она должна стать серьёзным подспорьем как уполномоченному, так и бизнесу в сфере защиты его прав и их восстановления. Работа приёмной позволит выявлять системные проблемы предпринимателей в регионе, готовить предложения по их решению и полезные бизнесу методические материалы, проводить профильные круглые столы и семинары для представителей бизнеса.

Финансирование общественных приёмных идёт в других субъектах РФ уже пятый год в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства федерального Минэка. Для реализации необходимо участие правительства области.

- Но, всё-таки, какая-то помощь со стороны властей есть?

- Безусловно. В 2017 году на Комиссии по противодействию коррупции при губернаторе Рязанской области мы выделили 30 предложений, чтобы снизить административное давление на бизнес. Все предложения находятся в работе. Лично глава региона дал ряд поручений, чтобы реализовать наши предложения. Это, в частности, касается совершенствования контрольно-надзорной деятельности, механизма оценки регулирующего воздействия. Должна быть продолжена работа по внедрению калькулятора издержек бизнеса. Принят закон, который расширил виды деятельности по «патенту». Теперь под патентную систему подпадает 72 вида деятельности. Продлили сроки действия «налоговых каникул» до 31 декабря 2020 года. Увеличился перечень видов деятельности по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения. То есть, «нулевая» ставка теперь действует для большего количества видов производственной и социальной деятельности. Увеличился перечень работ для «самозанятых».

- Что ещё предстоит сделать для бизнеса, и чем важно заняться, по вашему мнению, в первую очередь?

- Сейчас необходимо использовать весь имеющийся потенциал по установлению налоговых льгот для бизнеса, чтобы стимулировать его развитие. Особенно важно обратить внимание на два налога. Первый - налог на недвижимое имущество от кадастровой стоимости. Сейчас предприниматели активно обжалуют кадастровую стоимость через суд и в ряде случаев довольно успешно. Поступающая к нам информация говорит о том, что это системная проблема. И она должна быть решена во взаимодействии с законодательной властью.

Второй - налог на движимое имущество организаций. Считаю, что малый бизнес должен быть освобождён от его действия. Совместно с бизнес-сообществом мы уже направляли замечания и предложения и в региональный минэк, и в областную Думу. По проблеме дисбаланса федеральных торговых сетей и малого бизнеса мы предлагаем ограничить долю федеральных торговых сетей в границах «рынка» до 50%, по возможности размещать сети «на окраинах», стимулировать закупку у региональных товаропроизводителей.

Актуальным остаётся вопрос работы центров поддержки предпринимательства в муниципальных районах и городских округах. Кое-где они существуют, но не всегда имеют возможность работать с предпринимателями из-за отсутствия кадров, финансирования, методической поддержки, единых стандартов работы.

Досье

Егор Бурцев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области.

В 2002 году окончил Московский институт экономики, менеджмента и права (гражданско-правовая специализация).

В 2015 году назначен на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Рязанской области.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах