Примерное время чтения: 18 минут
140

Воспитание прекрасным. Старейшая музыкальная школа Рязани отмечает 105-летие

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. "АиФ-Рязань" 02/07/2024
В музыкальной школе №1 много ярких учеников и прославленных коллективов.
В музыкальной школе №1 много ярких учеников и прославленных коллективов. Музыкальная школа №1 г. Рязани

В 70-80-е годы прошлого века многие советские квартиры украшало фортепиано, и едва ли не каждая уважающая себя семья считала своим долгом обучать детей музыке. Это было частью семейного кодекса периода оттепели. Потом многое менялось, популярность музыкального образования снижалась — в 90-е это казалось лишним... Но во все времена, и взлетные, и сложные, музыкальная школа № 1 всегда оставалась главной хранительницей традиций эстетического образования.

Четверть века у руля

В этом году прославленное учебное заведение отмечает юбилей — прошло 105 лет с момента организации в Рязани самой первой музыкальной школы. Об истории школы, разных этапах ее развития, важности всестороннего развития для ребенка мы поговорили с директором Рязанской музыкальной школы № 1 им. Е.Д. Аглинцевой Сергеем Ваньковым.

— Сергей Алексеевич, вы руководите школой уже больше четверти века. За этот долгий временной отрезок многое поменялось. В наше время многие нацелены на коммерческий успех, и детей стараются развивать в этом направлении. Не снижается ли популярность музыкального образования?

— Популярность нисколько не снижается, наоборот, растет. Детей к нам охотно приводят. Информация не стоит на месте, и многие знают, какую роль музыка играет в воспитании. Ученые, исследующие работу мозга, давно доказали, что мелкая моторика, которая развивается при игре на музыкальных инструментах, стимулирует развитие интеллекта. Не случайно говорят, что занятия музыкой помогают справиться с заболеваниями неврологического характера. Это я могу говорить по собственному опыту — в моей практике были ученики с такими диагнозами, через несколько лет занятий проблемы уходили. Любой инструмент требует активной работы мозга. К примеру, баян: одной рукой надо играть одно, другой — другое, да еще мех тянуть... Мозг работает очень интенсивно, идет постоянное развитие.

И, конечно, нельзя забывать про развитие художественного восприятия. Благодаря музыке отзываются лучшие струны души. Очень ценно то, что дети, окончившие школу, даже если они выбирают не творческую профессию, все равно сохраняют восприимчивость к музыке, они хорошо подкованы, разбираются в музыке, сохраняют способность чувствовать прекрасное.

Популярность музыкального образования не снижается и в наши дни.
Популярность музыкального образования не снижается и в наши дни. Фото: Музыкальная школа №1 г. Рязани

— Вся ваша жизнь связана с музыкой. А как она появилась в вашей судьбе?

— Большую роль сыграло детство. По радио всегда звучала прекрасная музыка, да и родители были поющие, не профессионалы, но очень музыкальные люди — вся семья у нас пела. Папа немного играл на гармони, дядя сам освоил аккордеон и неплохо играл. Все это я впитывал. И когда слышал инструмент, сам хотел научиться так же. А когда я учился в школе, во втором классе пришел большой красивый дяденька и спросил, кто хочет научиться играть на баяне. Это был мой первый учитель музыки Николай Алексеевич Сенин. Я сразу поднял руку. Это был просто кружок при школе. А через год Николай Алексеевич предложил попробовать поступить в музыкальную школу № 1. Поступить тогда было непросто, отбор был очень серьезный. Но я уже год занимался, смог что-то сыграть, и меня приняли. Это было в 1971 году, семь лет я отучился в школе, и преподаватель предложил попробовать пойти в училище. Получилось поступить, хотя конкурс был немаленький. Потом был институт в Воронеже. На всех этапах мне очень везло с педагогами — и в школе Николай Алексеевич, и в училище Николай Фёдорович Морозов и Наталия Николаевна Макарова, и в вузе Александр Афанасиевич Тимошенко. Они очень любили свое дело и много давали ученикам. Наверное, это и определило мою судьбу. После института я вернулся в Рязань, около 10 лет преподавал в училище. А в 1998 году поступило предложение возглавить родную школу, и вот уже 26-й год я здесь.

Баянист-администратор

— Вы стали директором в 1998 году. Это было совсем другое время...

— Когда я пришел сюда работать, бухгалтерия еще считала зарплату на счетах. Сейчас уже трудно в это поверить — все компьютеризировано, все совсем по-другому. Поначалу, конечно, чувствовать себя в роли администратора было очень необычно. Тем более, тогда в школе работало много преподавателей, которые учили меня. С одной стороны, мне было сложно выступать в качестве их руководителя, с другой — они всегда и во всем старались поддержать своего бывшего ученика.

В музыкальной школе растет много настоящих талантов.
В музыкальной школе растет много настоящих талантов. Фото: Рязанская филармония

— Четверть века — срок немалый. Какие перемены произошли в школе?

— Тогда в школе было 670 учеников, сегодня у нас 734 ученика. Открыли еще два отделения — появилось вокально-хоровое отделение, три года назад мы разделили оркестровый отдел на два направления: струнно-смычковые и духовые инструменты. Конечно, любое развитие зависит от педагогов. У нас много настоящих энтузиастов. На духовом отделении это Борис Александрович Моргунов. Хорошо развивается народное пение — и хоровое, и сольное. Руководитель этого «департамента», Елена Петровна Коротаева, живет своим делом. Академический вокал, академическое хоровое пение преподаются на высоком уровне — этим блоком заведует настоящий профессионал Татьяна Ивановна Обцешко. Наши коллективы завоевывают высокие места в престижных конкурсах — и российских, и международных. Важно, что все преподаватели увлечены работой, горят любимым делом.

— Наверное, найти педагогов не так-то просто?

— Несмотря на то, что сегодня молодежь не так охотно выбирает профессию преподавателя, у нас как-то получается формировать педагогический коллектив. Наверное, работает репутация школы, ее история. У нас среди преподавателей много наших воспитанников. К примеру, Настя Коротаева — она, можно сказать, выросла в стенах нашей школы, пришла совсем крохой, а сейчас уже преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, молодой перспективный педагог. Вообще, у нас сформирован гармоничный коллектив, где опытные педагоги охотно делятся наработками с молодежью. Мы поддерживаем связь с нашими ветеранами — у нас немало педагогов, проработавших в школе по несколько десятков лет. Стаж Клары Алексеевны Екатериничевой перевалил за полвека, она только два года назад решилась оставить работу. Елена Григорьевна Шоршева ушла на пенсию в 87 лет, и до последнего показывала великолепные педагогические результаты. У нас немало легенд, которые смогли воспитать ярких учеников.

Слаженный ансамбль педагогов

— Вам удалось создать слаженный коллектив, который сегодня показывает хорошие результаты.

— У нас действительно замечательный коллектив педагогов. Все выполняют работу с полной отдачей. Каждый из руководителей отделов предан своему делу — Елена Анатольевна Шамова, которая заведует отделом народных инструментов, на Наталье Александровне Балашовой лежит ответственность за скрипичный отдел, Людмила Александровна Стрыгина отвечает за преподавание музыкально-теоретических дисциплин. Каждый дорожит тем, что делает. У меня трудятся очень хорошие замы — в плане руководства основная работа ложится на них. По всем направлениям у нас настоящие профессионалы — Екатерина Юрьевна Зотова курирует концертно-конкурсное направление, на Наталью Михайловну Никольскую ложится методическая работа, Юлия Павловна Огорельцева заведует учебной частью. Да и хозяйство у школы огромное — старое здание, которое надо содержать в порядке — за все это отвечает Сергей Николаевич Куликов. Каждый на своем месте работает со всей душой. Наш коллектив как слаженный оркестр, где каждый исполняет виртуозно свою партию.

Коллективы под руководством Татьяны Обцешко не раз завоевывали высшие награды на престижных конкурсах.
Коллективы под руководством Татьяны Обцешко не раз завоевывали высшие награды на престижных конкурсах. Фото: Музыкальная школа №1 г. Рязани

— И весь коллектив нацелен на то, чтобы раскрыть в детях таланты. Одаренность видно сразу или порой нужно время, чтобы талант проявился?

— Бывает очень по-разному. Большую роль прежде всего играет способность трудиться. Если талант есть, но с ним ничего не делать, он не раскроется. А когда есть талант и способности к тому, чтобы его развивать, тогда будет и результат. Если к хорошим способностям добавятся усидчивость, самодисциплина, придет и успех. Даже если ученики не станут музыкантами, эти навыки в любом случае пригодятся в дальнейшей жизни.

Чтобы раскрыть талант, к каждому ученику надо подобрать ключик.
Чтобы раскрыть талант, к каждому ученику надо подобрать ключик. Фото: Рязанская филармония

— Сергей Алексеевич, ученики сильно изменились за последние годы... Когда вы учились, уровень был выше?

— Сложно сказать однозначно. С современным уровнем развития техники дети играют по-другому. Вот у меня в прошлом году поступал в музыкальное училище ученик — при поступлении он играл ту программу, с которой я выпускался из училища. Дети сейчас другие. Думаю, это связано с тем, что они живут в другой информационной системе. Поток информации другой, темп другой. Они как-то быстрее все схватывают. Раньше чтобы послушать чье-то исполнение, нам надо было ехать в библиотеку. Сейчас все моментально можно найти в телефоне. К примеру, играем мы органное произведение Баха — можно сразу найти, как оно звучит на органе, как на баяне. Причем можно послушать разных исполнителей. Меняется время, меняются и дети. Но они не становятся менее талантливы и любознательны.

Самокритика на сцене запрещена!

— Учеников приходится многому учить. К примеру, владение своими эмоциями на сцене — очень непростая наука.

— Конечно, тонкостей в обучении много. Выступления на концертах — отдельная тема. Надо найти себя на сцене. Порой не один год проходит, пока волнение удастся перевести в другую энергию. Я сам это проходил — выходил на сцену и трясся. И ничего с этим не мог поделать. А потом нашел, как с этим справиться. Здесь у каждого свое: и период подготовки к выходу, и момент нахождения на сцене, и направление мыслей во время исполнения. Все это приходит постепенно. Бывает, что из-за мелкой ошибки начинается паника. Этого не должно быть — самокритика на сцене категорически запрещена. Ты уже вышел и должен показать, что ты умеешь, выложиться по максимуму. Самокритика уместна во время подготовки, после выступления, но на сцене ей не место. Кто-то боится, на сцене очень теряется. Есть одаренные дети, которые не могут себя преподнести. И всему этому мы стараемся научить.

Сергей Ваньков говорит, что дети, окончившие школу, даже если они выбирают не творческую профессию, все равно сохраняют восприимчивость к музыке.
Сергей Ваньков говорит, что дети, окончившие школу, даже если они выбирают не творческую профессию, все равно сохраняют восприимчивость к музыке. Фото: Музыкальная школа №1 г. Рязани

— Чтобы найти ключик к каждому, надо быть хорошим психологом.

— Каждый педагог обязательно психолог. Мы же должны воспитывать. Тем более мы работаем индивидуально, к каждому ищем свой подход. Перед кем-то хлопнешь рукой по столу, и он соберется, а кто-то испугается и скажет, что больше к этому дяде не пойдет. Надо чувствовать особенности каждого ребенка.

— Есть какой-то собственный секрет, как подобрать этот ключик?

— На самом деле все просто — детей надо либо любить, либо не работать педагогом. От того, как мы с ними общаемся, как разговариваем, какой пример им подаем, многое зависит в их дальнейшей жизни. Повторюсь, мне самому очень повезло с педагогами. Я знаю, как много зависит от преподавателя.

История под номером 1

— Вы смогли реализоваться не только как педагог и администратор, но и как музыкант. Много лет вы руководите ансамблем. Как удается все успевать?

— В этом году ансамблю народной музыки «Ока» исполняется 30 лет. За эти годы, конечно, многое изменилось. В 1994 году это было маленькое инструментальное трио, сейчас у нас уже шесть инструменталистов и вокалистки. У нас собран очень интересный, гармоничный коллектив. За три десятка лет мы очень сплотились, стали настоящими друзьями. Мы хорошо понимаем друг друга, знаем, что никто не схалтурит. Так что оставлять творчество совсем не хочется. Утром у меня, как правило, ученики, потом административная работа, вечер — время для творчества. Пока позволяют силы и здоровье, буду продолжать в том же ритме.

В этом году ансамблю народной музыки «Ока», которым руководит Сергей Ваньков, исполняется 30 лет.
В этом году ансамблю народной музыки «Ока», которым руководит Сергей Ваньков, исполняется 30 лет. Фото: Музыкальная школа №1 г. Рязани

— В вашем коллективе есть и ваши бывшие ученики. Чьи успехи больше радуют — свои или учеников?

— Это разные вещи. Ученики становятся для нас родными, мы воспитываем их лет с семи, видим, как они формируются, как добиваются первых результатов. Когда видишь успех ученика, это особое чувство.

— Среди выпускников вашей школы много тех, кем можно гордиться...

— Наших выпускников можно увидеть на разных творческих площадках и России, и мира. Анна Панина — первая скрипка в оркестре Михаила Плетнёва , Ольга Борщина в Венской опере, Владислав Провотарь — доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, играет в оркестре Владимира Спивакова... Этот список можно продолжать бесконечно. Напомню, что и выдающиеся педагоги, профессора искусствоведения Юрий и Валентина Холоповы тоже когда-то окончили рязанскую школу № 1, они были учениками Екатерины Давыдовны Аглинцевой. Имя этого выдающегося педагога сейчас носит наша школа. Екатерина Давыдовна преподавала в нашей школе в первые годы ее образования.

— У вашей школы богатая история...

— Можно сказать, что с момента появления нашей школы началась история музыкального образования в Рязани. До этого были лишь частные уроки. Школа действительно первая... И вот уже 105 лет в этих стенах самые разные люди получают музыкальное образование. Кто-то однажды высказался, что в нашей школе даже лестница воспитывает. Здание у нас старинное, можно сказать, «намоленное», ведь более 60 лет, с 1962 года в этом старинном здании живёт музыка... Наша школа — это сотни педагогов и учеников. Каждый из них — это частичка одной большой истории школы № 1.

Досье

Сергей Ваньков. Родился 5 апреля 1962 года в Рязани. Учился музыке по классу баяна в ДМШ № 1, РМУ им. Пироговых, затем — в Воронежском институте искусств.
Директор старейшей в городе музыкальной школы № 1 с 1998 года. Почётный работник общего образования РФ, преподаватель высшей категории по классу баяна, художественный руководитель ансамбля народной музыки «Ока».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах