Слово «буллинг» плотно вошло в школьную жизнь. Нельзя сказать, что такого явления раньше не было — всегда бывали случаи травли, только назывались они иначе и случались не так часто. Сегодня это стало практически правилом школы. Некоторые психологи утверждают, что с проблемой унижения со стороны сверстников сталкивается каждый второй ребенок. Почему так происходит, читайте у rzn.aif.ru
Сломленная психика
«Буллинг» — это пришедшее из английского языка слово означает примерно то же самое, что всем понятная русская «травля». Начать травить могут кого угодно и за что угодно, могут и ни за что, просто так.
«У меня четверо детей, с жёстким буллингом столкнулась в отношении двоих. Со старшей мы выскочили из этого ужаса довольно легко — она занималась в художке, был свой круг общения, поэтому постоянные унижения в классе она воспринимала не так уж болезненно, — рассказывает рязанка Анна К. — С третьей дочкой всё началось ещё в начальной школе. Она была очень открытой, непосредственной девочкой. Может быть, это и стало причиной постоянных нападок одноклассников. Самое грустное, что учительница, можно сказать, присоединилась к общей травле. Она не останавливала одноклассников Вики, да и сама постоянно норовила поддеть дочку. Когда я обращалась к учителю, она говорила, что у них дружный класс и ничего подобного быть не может».
Последствия на всю жизнь
«Последствиями буллинга могут быть сниженная самооценка, социофобия, тревожные расстройства, посттравматические состояния, психосоматические расстройства, суицидальные мысли, — говорит психолог, специалист по социальным отношениям Ольга Шаповалова. — Могут быть и последствия, с которыми мы сталкиваемся всё чаще — агрессия жертвы, доведённой до отчаяния. Вспышка ярости или спланированная акция мести». В случае с брянской девочкой, расстрелявшей своих одноклассников, тоже подозревают схожие причины. Вердикт по этому инциденту вынесут следователи. Впрочем, брянский случай — далеко не единственный. Всё чаще дети, желая наказать своих обидчиков, решаются на самые крайние меры.
«И в поступках, и в словах дети стали жёстче. Они видят много насилия в фильмах и в играх, в которые играют на телефонах и компьютерах. Чужая боль у них уже не вызывает сострадания, — продолжает Зоя Харлина. — Детей надо учить быть добрыми, и для этого надо прилагать немало усилий. А кроме того, надо учить при необходимости отвечать на агрессивные выпады, выстраивать границы и отношения. Своим детям я всегда говорила, что надо защищать тех, кого обижают. Очень важно объединяться, тогда у любителей травить и унижать не будет шансов».
«Коллективизация» школьников
Недавно вопросы буллинга в школах рассматривались на заседании рязанской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Как сказала замглавы администрации Рязани Лариса Крохалева, которая проводила это заседание, для борьбы с буллингом продолжат выявлять и пресекать любое деструктивное поведение среди несовершеннолетних. Для решения конфликтов будут использовать метод медиации и школьные службы примирения. Разъяснительную работу проведут и со школьниками, и с родителями.