Примерное время чтения: 8 минут
230

Подушка безопасности для ребенка. Как научить распознавать риски?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ-Рязань" 09/08/2022
Дети в принципе уязвимы в силу возраста, даже подростки. У них мало опыта и много познавательной активности.
Дети в принципе уязвимы в силу возраста, даже подростки. У них мало опыта и много познавательной активности. Shutterstock.com

Родители всегда живут в тревоге за своих детей. Ведь опасности подстерегают на каждом шагу. Это действительно так – в этом нет ни малейшего преувеличения. Но при этом папы и мамы прекрасно понимают, что постоянно находиться рядом с ребёнком невозможно.

Как же предостеречь подрастающего человека от окружающих рисков? Чтобы подготовить и родителей, и детей к выживанию в нашем напичканном всякими угрозами мире, несколько лет назад уроженка Рязани создала «Академию безопасности Ольги Бочковой», которая просвещает людей в вопросах безопасности, учит родителей грамотно действовать самим и прививать важные навыки детям – словом, даёт знания, с которыми не страшно. С руководителем этой организации, клиническим и системным семейным психологом, недирективным игровым терапевтом, педагогом Ольгой Бочковой, мы поговорили о том, как создавать и поддерживать безопасную среду для себя, семьи и общества.

«Мы же как-то выросли...»

Зоя Мозалева, «АиФ-Рязань»: Почему вы решили заниматься вопросами детской безопасности? Как почувствовали необходимость в этом?

Ольга Бочкова: Однажды я столкнулась с ситуацией, когда моя маленькая дочь (ей тогда было 3 года) готова была уйти с посторонним человеком после непродолжительного разговора. После этого я начала изучать вопросы безопасности.

- Вы занимаетесь своей деятельностью не первый год, хотелось бы услышать ваше мнение, как поменялась ситуация с этого момента? Какие вопросы стали более актуальны, какие, наоборот, отошли на второй план?

- Актуальность всех тем растет, особенно безопасности в интернете, так как технологии развиваются. С 2016 года появилось больше людей, активно обсуждающих тему травли.

- До недавнего времени вопросам детской безопасности уделялось мало внимания. Откуда вы черпали свои знания?

- Шесть лет назад в России была лишь пара организаций, которые занималась профилактикой безопасного поведения и общения профессионально. Безопасность - как технические навыки: умение работать в сети, знания техник обороны, психология. В создании своей обучающей программы я опиралась на знания и опыт как клинический психолог и педагог, кроме того я обратилась к западным практикам и нашла Kidpower International, узнала о возможности обучиться по программе защиты и представления интересов детей, сделала это, кроме того, привезла её в Россию. Также я проходила профессиональную подготовку спасателей в Учебном центре ГОиЧС г. Москвы. Сейчас я продолжаю повышать квалификацию при любой возможности.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе?

- С необходимостью доказывать некоторым родителям, что безопасности надо обучать и нужно делать это системно с самого раннего возраста. Мы боремся со стереотипами: «мы же как-то выросли», «всё равно ничего не поможет», «нужно просто дать сдачи», «должен справиться сам, иначе никогда за себя не сможет постоять» и, конечно, «лучше всё запретить, тогда с плохим не столкнётся».

Не запреты, а правила

- Можно ли говорить о том, что сейчас до сознания людей удалось донести важность детской безопасности или и сегодня до людей порой трудно достучаться?

- Общество чуть сдвинулось, но основная масса населения всё ещё не понимает важность темы.

- Какова сезонность детской безопасности?
- Чаще всего всплески бывают перед праздником 1 июня, перед каникулами и школой, но основное оживление, к сожалению, происходит, из-за трагедий: Зимняя вишня, Кемеровский стрелок, Трагедия с 5-летней девочкой в Костроме.

- Ольга, как донести до детей информацию, при этом не запугать их, не повысить тревожность?

— Устанавливать детям не запреты, а правила. Не запугивать, а учить распознавать потенциально небезопасные ситуации и реагировать на них. Детям нужны ясные и чёткие модели поведения.

Объясню на примере. Одна из самых горячих тем, судя по запросам в мою Академию, — дети и незнакомые люди. Дети знают — разговаривать с незнакомыми нельзя, это опасно. Но вот подходит человек к ребёнку, спрашивает, как его зовут, сколько лет. Ребёнок молчит, он знает, что говорить нельзя, но что делать, не знает. Или ребёнок потерялся, и чужой взрослый говорит ему: «Давай, я отведу тебя домой», — и берёт ребёнка за руку, ребёнок вроде и знает, что нельзя уходить с незнакомыми, но что делать, не знает, и ребёнка берут за руку, и он, растерянный, идёт… Мы в Академии учим детей, как реагировать на такие ситуации. Если взрослый куда-то зовёт, надо говорить: «Нет, спасибо» и делать шаг назад. Если взрослый настаивает или преследует, убегать, в случае необходимости кричать, обращаться к людям за помощью.

То есть важно, чтобы ребёнок знал, что делать в разных ситуациях, и именно это мы даём детям в наших уроках и на наших тренингах.

Есть ещё причина, почему детей не надо запугивать. Если им внушать, к примеру, что незнакомые люди опасны, ребёнок не учится взаимодействовать с людьми, а это один из базовых навыков в жизни. Умение налаживать контакты с самыми разными людьми и строить с ними отношения необходимо. В том числе в учёбе и в дальнейшем в работе. Кроме того, если ребёнок боится общаться с людьми, ему будет трудно обратиться за помощью, если он вдруг потеряется.

Как распознавать потенциально небезопасные ситуации? К примеру, в теме незнакомцев такие правила: разговаривать можно на общие темы, но пока это только разговор. А вот если начинается сближение – личные вопросы, действия в сторону ребёнка (ребёнку что-то предлагают, просят о чём-то, куда-то зовут, а то и хватают), включается схема «нет» — увеличивай дистанцию — уходи (убегай) — кричи, проси помощи.

Понимаете? Не «нельзя, опасно», а «делай раз, делай два…»

Или возьмём тему самостоятельных прогулок. Лучше установите для детей разрешённые и безопасные места прогулок: «Гуляй вот на этой конкретной площадке, если захочешь перейти на другую или друзья куда-то позовут, уточни у меня, то есть позвони домой и предупреди», — а не говорите им: «За дом не ходи, там опасно!» Видите же разницу?

Не подрывайте доверие

- Какие возрастные особенности нужно учитывать, говоря с детьми о потенциально опасных моментах?

- Их достаточно много, назову один яркий пример. Многие стараются испытать ребёнка: подговорю знакомого, пусть проверит, уйдет ли ребёнок. Часто такие эксперименты проводят с дошкольниками, дело заканчивается излишними страхами, тревогой и недоверием к родителю у ребёнка. Так делать не стоит. Страх не учит, а заставляет оцепенеть.

Особенно в дошкольном возрасте важно показывать ребенку, что мир хороший и в нем интересно жить, важно лишь соблюдать некоторые правила.

- Какую работу нужно проводить, чтобы изменить ситуацию с детской безопасностью?

- В первую очередь, это индивидуальная профилактическая работа родителей в семье. Второй важный момент - профилактическая работа с детьми на уровне образовательных учреждений. Я бы рекомендовала ввести в учебные планы программы по безопасности (по возрастным группам). И третий существенный фактор - дополнительное обучение специалистов работе с детьми в сфере безопасности. В существующей программе обучения специалистов, работающих с детьми, есть немало недостатков. Например, практически не затрагиваются вопросы возрастной психологии. Программа не даёт представления о психосексуальном развитии детей, не проводится подготовка к обучению детей основам личной безопасности, отсутствует знание мер профилактики сексуализированного насилия, понимание признаков, идентификаци пострадавшего от насилия и меры помощи и поддержки, отсутствуют методики по организации психологически комфортного обучения вопросам интимной безопасности. Тема необходимых изменений довольно объёмная, о ней стоит поговорить отдельно. Так же, как и об интернет-безопасности – одной из актуальных на сегодня тем.

- Какие моменты современные родители чаще всего упускают?

- Зависит от родителей, но чаще всего западает тема полового воспитания, в силу того, что родители не умеют на эту тему разговаривать, с ними никто не проводил таких разговоров.

- В каких ситуациях дети наиболее уязвимы?

- Дети в принципе уязвимы в силу возраста, даже подростки. У них мало опыта и много познавательной активности, не сформированы навыки общения, плюс они не самостоятельны. Отсюда их уязвимость в новых обстоятельствах – любопытство их влечёт, а просчитать, чем закончится, они не могут, кроме того дисбаланс власти делает их уязвимыми со взрослыми, этим часто пользуются.

Досье

Ольга Бочкова. Родилась в Рязани, окончила лицей №52.

Клинический и системный семейный психолог, недирективный игровой терапевт, педагог, основатель и руководитель «Академии безопасности Ольги Бочковой», одного из крупнейших учебных центров России в сфере безопасности. Создатель авторской методики обучения безопасному поведению без запретов и запугивания. Автор книги-бестселлера «Не дам себя в обиду! Правдивые истории из жизни Никиты».

Постоянный приглашённый эксперт по безопасности 1 канала, Россия 1, НТВ, РЕН-ТВ, Москва 24, Радио России, партнёр проекта травли.нет, лаборатории Касперского.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах