Все грани жизни. Рязанский омбудсмен о проблемах региона

На прием к омбудсмену приходят с самыми разными проблемами. © / Фото из архива Натальи Епихиной / АиФ

Чего только не происходит в нашей губернии – родители делят детей, люди не могут разобраться с неправильно начисленными платежами за ЖКХ, пожилые отстаивают свой трудовой стаж, несправедливо уволенные борются за своё законное рабочее место… Все пытаются отстаивать свои права. И все они обращаются со своими разнородными вопросами к уполномоченному по правам человека в Рязанской области.

   
   

Как помочь отчаявшимся? Что больше всего волнует людей? Об этом и многом другом – в интервью с рязанским омбудсменом Натальей ЕПИХИНОЙ.

Дети не делятся!

Зоя Мозалёва, «АиФ-Рязань»: Наталья Леонидовна, у вас всегда очень много обращений. Как удается справиться со всем этим потоком, который на вас выливается?

Наталья Епихина: Справляться, конечно, непросто, потому что вопросов слишком много, они касаются самых разных сфер жизни. К тому же сотрудников отдела, обеспечивающего деятельность Уполномоченного по правам человека в Рязанской области, мало. У нас всего три сотрудника – это самая маленькая структура уполномоченного в России. К вопросам, по которым приходится принимать решения, нельзя подходить однобоко. Уполномоченный по правам человека - должность персонифицированная, решение принимает самостоятельно. Мой принцип - рассматривая обращение, выслушать все стороны и учесть все нюансы. Если обращение коллективное и затрагивает права многих граждан, то важно услышать мнение экспертов. В таких случаях я собираю рабочую группу или экспертный совет.

– С какими вопросами приходится сталкиваться чаще всего?

– Вопросы разные и касаются всех сфер жизни. Например, сегодня показательный пример обращений. Ко мне на приём пришёл один папа. С бывшей женой, что сейчас нередко, делят ребёнка. Полиция, суды, приставы - между ними уже громадная пропасть, они никак не могут договориться. Ребёнок на грани психического срыва, у него множество заболеваний – его рвут на части. Очевидно, что такие стрессы не проходят бесследно. А взрослые люди не могут найти компромисса. Это не моя компетенция –семейные конфликты, но жалобы поступают на нарушение прав правоохранительными органами, судебными приставами… Конечно, нужно выслушать другую сторону. Предполагаю, что будут такие же обвинения другой стороны. Самое главное, что в этой ситуации не будет оптимального, удобного для всех сторон решения, пока родители между собой не прекратят свой конфликт, перестанут мучить ребёнка, всех родных. Силовым методом можно решить проблему только временно, конфликт-то никуда сам по себе не исчезнет. Подобных случаев – великое множество.

Сесть за стол переговоров

– Почему людям так сложно договориться?

   
   

– По своему опыту могу сказать, что в основе большинства проблем, с которыми ко мне приходят, лежит личностный конфликт. Порой приходят с одним вопросом, а в процессе выясняется, что в нём кроется ссора соседей, конфликт среди коллег, часто - семейное противостояние. Постепенно конфликт разрастается, задевая интересы широкого круга людей. В таких вопросах главное – найти консенсус, сесть за стол переговоров. В решении данных вопросов эффективны медиативные технологии. В моей работе я нередко к ним обращаюсь. Чтобы быть профессионалом в этом вопросе - получила диплом медиатора. Но для рассмотрения обращений и для проведения процедуры медиации всегда приглашаю своего общественного помощника – профессионального опытного медиатора. Совместно нам удалось разрешить много сложных конфликтных ситуаций, которые длились годами, и во многих структурах, в которые они обращались, накопились целые тома переписки.

– Этот диплом – лишь один из многих в вашем арсенале. У вас очень разноплановое образование…

– Сейчас я получаю четвёртое высшее образование – учусь в академии ФСИН, хожу вместе со студентами на занятия, нередко меня принимают за преподавателя, но это меня не смущает. Я считаю, что надо подходить ко всему профессионально. Не могу, когда нет системных знаний. Учеба для меня - всегда двигатель, генератор идей, проектов. Мама шутила, что я вечный студент. Да, работа и должности у меня были разные, везде требовались новые знания, вот и пополняла свои знания в новой сфере. Сейчас накопленный мной опыт очень помогает в работе. Считаю, что Уполномоченный не может следовать только формально-юридическому подходу. Как правило, каждому человеку, обратившемуся к Уполномоченному, требуется соучастие, сочувствие, моральная поддержка. Конечно, это не просто, работа с каждым обращением индивидуальна. Поэтому необходима определённая гибкость в работе, позволяющая избегать формализма и бюрократизма. К примеру, ко мне обратилась женщина за защитой культурных прав. Пришлось погружаться в тему культуры, народных промыслов, изучать правила выдачи патентов, званий… Бывают совершенно неожиданные вещи.

Чем мы дышим?

– Некоторые темы требуют особенно пристального внимания. Известно, насколько глубоко вы занимаетесь изучением проблемы атмосферного воздуха в Рязани.

– Эта тема действительно на особом контроле. Хотя в этом году обращений по этому вопросу меньше, но они жёстче и носят коллективный характер. По данным вопросам тесно взаимодействуем с общественными организациями «Дышим чистым» и «ЭРА». Сейчас я готовлю заключение Уполномоченного о защите экологических прав граждан в Рязанской области, которое будет направлено губернатору Рязанской области и компетентным органам. Этому предшествовала большая работа. Тема сложная, которая потребовала максимального погружения. Работала с экспертами, изучила большое количество законодательных актов, статей, опыт соседних регионов. Сейчас мне проще работать с экспертами, которые изъясняются профессиональными терминами, обсуждают отдельные методики.

На встрече с губернатором мы обсуждали в том числе и экологические вопросы. Николай Любимов отметил в нашем разговоре, что экология - один из основных вопросов, затрагивающих права всех жителей Рязанской области, особенно областного центра. Очевидно, что необходимо выстраивать жёсткую систему мониторинга. Обязательно нужно тесное взаимодействие самых разных структур. В декабре я собирала экспертный совет, в котором участвовали все компетентные органы и заинтересованные лица. Дискуссия была серьёзной, мы совместно работали над путями решений экологических вопросов. Тема острая, волнует всех жителей города, но, уверена, совместными усилиями нам удастся изменить ситуацию к лучшему.

– Вы чувствуете отдачу от своей работы?

– Каждый год я готовлю доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Рязанской области. Это большой труд, равный диссертации – не менее 150 страниц, с аналитикой, примерами, рекомендациями. Я вижу, что этот труд не напрасный. При обсуждении с органами власти, вижу, что мой доклад тщательно изучается, подчеркнуты некоторые абзацы. После представления мною доклада губернатору и депутатам Рязанской областной Думы ко мне поступает информация об исправлении той или иной ситуации, которая была отражена в докладе. Считаю, что правительство Рязанской области серьёзно подходит к защите прав человека в регионе. Уполномоченного слышат, даются поручения, ситуация меняется. В нашей работе важно тесное взаимодействие со всеми структурами, особенно с правоохранительными органами – с прокуратурой, со следственным комитетом, полицией, судебными приставами. Со всеми мы заключили соглашения о сотрудничестве и работаем в полном взаимопонимании. Когда люди заинтересованы в поиске решения, они обязательно его найдут.

Уроки доброты и терпения

– К вам приходят со сложными ситуациями. Удаётся помочь людям?

– Нередко приходят люди, отчаявшись восстановить справедливость. Пройдя много различных структур, приходят к нам как к последней инстанции. Порой кажется, что помочь невозможно, потому что сроки давно прошли, ситуация запутанная, какой-то необходимый документ уже не получить… Но и в данной ситуации нельзя отказать, ищем возможность помочь. В большинстве случаев это удаётся. И от этого получаешь огромное удовольствие.

– Наталья Леонидовна, в своей работе вам приходится часто сталкиваться с разными людьми, чаще всего к вам приходят со своими печалями и бедами. К тому же и дома у вас есть своё испытание – растить ребёнка с диагнозом ДЦП нелегко… Как вам удаётся справиться с таким потоком боли?

– Каждое новое обращение – это конкретный человек, с его болью, проблемой. Человека необходимо услышать, понять. Без этого сложно защитить его права. Конечно, помогает и мой жизненный опыт. Многому меня учат мои дети. Например, мой сын – самый добрый человек, он всех любит. Мы с ним прошли через многое, тяжёлые болезни, отказ врачей лечить и неблагоприятные прогнозы. В то время я «научилась» оптимизму. У меня всегда был только один вопрос: это лечится? Если лечится, будем лечить и вылечим. Тогда я научилась не сдаваться, верить в лучшее, понимать, что самое важное – жизнь и здоровье твоих родных и близких. 

Я хорошо понимаю людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, людей с маленьким доходом, пожилых людей, людей с инвалидностью. А мам детей с инвалидностью я понимаю лучше всех.

Сюжеты для книг

– Хватает ли при такой интенсивной работе времени на семью?

– Я стараюсь. Не всегда получается, но я всегда стремлюсь, чтобы выходные и вечера были посвящены семье. Знаю, что очень нужна своим детям – и дочке-первокурснице, и сыну. Мы любим вместе гулять по лесу, фотографировать, читать, просто посидеть и послушать музыку. Сейчас сын увлёкся созданием мультфильма. Пишем с ним сценарий и изучаем программу для создания мультфильмов. Невероятная гордость меня переполняла, когда на десятилетии школы, в которой учился сын, папа и его друзья поддержали Сашу и спели с ним на сцене Театра кукол. Им подпевал весь зал. Я благодарна нашим друзьям, знакомым, что они общаются с моим сыном на равных, не акцентируя внимание на ограничениях. Это важно для каждого человека, особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.

– Через вашу приёмную проходит столько судеб, что хватило бы на сериал…

– Судьбы и правда очень разные. Некоторые из них могут быть отдельным сюжетом для книги. Вспоминаю бабушку, которая жила в выгоревшей квартире без окон – когда-то она преподавала культурологию, и сегодня может говорить на эти темы свободно, а вот в быту оказалась совершенно беспомощной… Нередко приходят люди без определённого места жительства – у каждого из них своя трагедия. Яркая история про оставшегося без ног молодого человека, которому помогли, без преувеличения, начать новую жизнь. Иногда люди запутываются, опускают руки - мы все разные, и у каждого из нас разная сила духа. Иногда нужно просто выслушать, иногда человеку важно понять, что он не один… Есть люди, с которыми я на постоянной связи на протяжении многих лет.

Жизнь подталкивает нас

– Анализируя пройденный этап жизни, не жалеете о принятых решениях?

– Наверное, у каждого свой путь. Жизнь сама подталкивает нас, подсказывает направления. Думаю, даже если бы я пошла другим путём, меня так или иначе вывело бы на эту дорогу. Надеюсь, что это моё предназначение и я смогу с честью выполнить свой долг. По крайней мере, буду делать всё, что в моих силах.

– Сегодня, когда даже детсадовский ребёнок может заявить об ущемлении своих прав, работать с людьми стало легче или сложнее?

– На самом деле правовой грамотности катастрофически не хватает. Одно из направлений моей работы - правовое просвещение. Благодарна всем структурам, которые подключились к этой работе. Мы работаем в каждом муниципальном образовании. Большую помощь и поддержку в этой работе оказывает созданный Татьяной Москальковой – Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, научно-образовательный центр по правам человека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Надеюсь, что со временем правовое просвещение станет нормой нашего времени.

ДОСЬЕ
Наталья ЕПИХИНА. В 1994 окончила Рязанский радиотехнический институт по специальности «Автоматизированные системы управления», в 2003 г. - по специальности «Экономика в банковской системе», в 2013 г. - Московский психолого-социальный университет по специальности «Инновации в логопедии». Работала инженером-программистом, главным бухгалтером, учителем информатики средней специальной школы, возглавляла «Рязанский геронтологический центр им. П.А. Мальшина». В 2005 г. создала Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам «Наши дети», который помогает детям с инвалидностью, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. С 2016 года – уполномоченный по правам человека в Рязанской области. Воспитывает сына и дочь.