Праздник без Деда Мороза. Как наши предки веселились в рождественские дни

Современные дети с удовольствием возрождают традиции далеких предков. © / Алексей Тарасиков / АиФ

В Рязанской губернии было много рождественско-новогодних обычаев, многие из которых в наши дни утрачены. В период от Рождества до Крещения, в святочные дни, наши предки колядовали. Это было веселое действо со своими традициями.

   
   

При этом в каждом районе Рязанской губернии существовали свои особенности. В Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества бережно собирают и хранят информацию о старинных традициях.

Пришла Коляда – отворяй ворота

Колядовщики ходили по дворам, поздравляли и славили хозяев, требовали и получали дары, а в случаях отказа - следовали угрозы, сулившие большие неприятности в семье и хозяйстве. Участниками колядования могли быть как дети, так и взрослые. Обычно колядовщики «рядились» - переодевались в животных (медведя, козу) или каких-то персонажей (цыган, разбойник, барин). Иногда женщины наряжались в мужскую одежду и наоборот.

В разных местностях этот обычай имело свои особенности. Например, в селах Маклаково и Секирино Скопинского уезда колядовщики одевались в вывороченные шубы.

В селе Вослебово рядились «Колядой» в вывороченную шубу, рога приделывали, лицо мазали сажей. Ватага детишек ходила и кричала: «Коляда пришла!» «Коляда» начинала ходить с проверкой, кто сколько напрял, с утра накануне дня перед Рождеством. «С безменом ходили, вешали клубки. Такой же обычай взвешивания пряжи существовал и в других селах Рязанской губернии.

В селах Среднеокской «Кутуковской» традиции (Спасский район и часть сёл Рязанского и Шиловского районов Рязанской области) упоминание о колядовании практически не встречается . Скорее всего, оно заменялось ритуальным обходом дворов пастухами. Пастух заходил в дом, крестился, и разбрасывал зерно: пшеницу, овёс, рожь. Избу «обсевали» зерном, чтобы в новом году был хороший урожай и приплод скота.

Таусеньки

В Рязанской губернии существовал обычай кликать овсень (его ещё называют таусень). Те, кто собрался кликать овсень, вместе выбирали мехоношу —предводительницу, которая носила мешок, в который складывалось заработанное угощение.

   
   

Так, например, по свидетельству И. П. Сахарова, «в Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая мехоноскою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она—то предводит толпу и распоряжает дележом сбора» (Сахаров, Сказания, т. II, кн. VII, 3). 

Наверное, это была предшественница Деда Мороза, ведь привычный для нас новогодний персонаж появился намного позже. Мехоношей должна была быть молодая женщина, но ни в коем случае не девушка. Она надевала вывернутый наизнанку овечий полушубок, делала из конопли пояс, «парик», бороду и усы. На мехоношу надевали дырявую шапку и вешали сумку для угощения.

Была у наших предков одна традиция, которая не сохранилась до наших дней - собирать кости... Каждая рязанская семья, и в городе, и в деревне, на Новый год обязательно варила свиные ножки. Мясо снимали, а косточки без мяса именовались таусеньками. Ими полагалось награждать детей за исполнение «овсеня». Кто собирал таких таусенек больше всех, считался самым «богатым» среди детворы. Тот, кто не получал ни одной, очень расстраивался.

Таусеньками после Нового года играли, как в «городки» — составляли из них фигуры и сшибали. А ещё из них делали «брыкалки» — незамысловатый музыкальный инструмент деревенских мальчишек. Косточку просверливали, продевали толстую нитку — и из этой конструкции извлекали жужжащие звуки.

Заглянуть в будущее

Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество. К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

Девушки узнавали «приметы» будущего мужа по поленьям. Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено — это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое — плохим. Если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным.

Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью… петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну — муж будет богатым, если к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком, а если к золе — курящим.

Кстати

В «Рязанском месяцеслове» от 2001 года была описана интересная святочная игра, правила которой этнографы записали в селе Секирино Скопинского района. Вечерами с Рождества и до Крещения в Секирине каждый день играли в «жут» (от слова «жгут»). Это была любимая игра, посмотреть на которую собиралась полная изба народу. «Жутом» служил домотканый шерстяной пояс «покромка», которым подпоясывали шушку. Из этого пояса свивали, как девичью косу, «жут» длиной около 30 см. Для игры ребята, девки и молодые бабы, очень плотно усаживались между собой на лавки, напротив них – водящий. «Жут» кидают к тесно сидящим игрокам и прячут его. Водящий должен угадать, за чьей спиной спрятан «жут». Лишь только водящий отходил от «горячего» места, как игрок, за чьей спиной спрятан «жут», выхватывал его и ударял водящего. Игроку надо было успеть спрятать «жут», а водящему схватить, изо всех сил стараясь отнять его. Если это были парни, то между ними завязывалась ожесточённая борьба за «жут». Победитель усаживался к игрокам, а побеждённый водил.