Почему растут долги? Жители Рязани всё хуже платят за «коммуналку»

Алексей Витвицкий / АиФ

Конечно, ни для кого не стала сюрпризом информация, озвученная министром ТЭК и ЖКХ региона Андреем Устиновым. Он рассказал о росте просроченной задолженности населения за потреблённые топливно-энергетические ресурсы перед организациями коммунального комплекса.

   
   

По словам министра, по состоянию на 1 октября 2020 года величина задолженности прошлых лет населения составляла 767,8 млн рублей. А по состоянию на 1 мая текущего года – около 890 млн.  

Дисциплина и пандемия

«Сложившаяся ситуация негативно сказывается на финансовом состоянии организаций коммунального комплекса, которые не имеют возможности своевременно платить за поставленные энергоресурсы и ремонтировать оборудование, что также осложняет подготовку к следующему отопительному периоду», – сказал Андрей Устинов. И призвал органы местного самоуправления обратить особое внимание на повышение платёжной дисциплины и недопущение роста задолженности.

С одной стороны, с министром сложно не согласиться. Долги всегда создают проблемы, а в случае с «коммуналкой» эти проблемы могут привести к серьёзному срыву подготовки к отопительному сезону. Но как появились эти долги? Почему люди стали хуже платить за услуги ЖКХ? Председатель Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов напоминает не просто о повышении, а о, по его мнению, завышении тарифов на услуги ЖКХ.

«И примеров тому у меня много. Действуют монополисты в виде ресурсоснабжающих организаций, которыми уже давно пора заняться антимонопольной службой, – говорит правозащитник. – Да и на некоторые управляющие компании, считаю, надо обратить внимание. Некоторые из них, повышая тариф, закладывают в него рост зарплаты для своих сотрудников. Нет дисциплины, нет качества предоставляемых услуг, но есть ежегодно повышаемые тарифы. Неудивительно, что в такой ситуации у населения растут долги».

По своему ситуацию объясняет руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член Общественной палаты Рязанской области Ольга Каркина. «Да на самом деле всё просто. Доходы населения из-за пандемии серьёзно упали, – обращает внимание Каркина. – Немало людей, кто вообще потерял работу – уровень безработицы-то вырос. И на этом фоне ещё и выросли цена на продукты питания. Что пенсионер выберет: купить продукты или заплатить за коммуналку? Конечно, первое».

Другими словами, правозащитники и общественники предлагают обратить внимание в целом на ситуацию вокруг: на рост тарифов на ЖКХ и цен на продукты, на увеличение числа безработных. Социальные проблемы, решив которые можно уменьшить задолженность населения за «коммуналку».

   
   

Смогут ли договориться?

Но, по словам министра Андрея Устинова, ситуация с ростом просроченной задолженности населения за потреблённые топливно-энергетические ресурсы осложняется ещё и низкими результатами отработки по взысканию со стороны судебных приставов.

Последних эти слова откровенно удивили. «Управление Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области не разделяет позицию, высказанную руководителем регионального министерства ТЭК И ЖКХ Андреем Устиновым», – говорится в заявлении, распространённом пресс-службой ведомства на прошлой неделе. В управлении рассказали о взысканных средствах по исполнительным производствам в сфере ТЭК и ЖКХ за 2020 и четыре месяца 2021 года. С одной, стороны, пандемия коронавируса, а точнее ограничения, которые ввели из-за этой болезни, конечно, сказались на работе судебных приставов, которые не могли производить ряд исполнительных действий. «Отметим, что часть ограничений не сняты до сегодняшнего дня», – обратили внимание в УФССП.

Несмотря на это, в 2020 году у судебных приставов находилось на исполнении 38,5 тысяч исполнительных производств. Сотрудниками органов принудительного исполнения взыскано 212,2 млн рублей, из которых 55,2 млн рублей - в пользу предприятий ТЭК и 83,1 млн рублей в пользу предприятий ЖКХ. За четыре месяца 2021 года у судебных приставов находилось на исполнении 18 тысяч исполнительных производств, с должников взыскано 84,8 млн рублей, из которых 55,2 млн рублей - в пользу предприятий ТЭК и 29,6 млн рублей – в пользу предприятий ЖКХ.

«Это доказывает эффективную работу судебных приставов в трудных условиях пандемии, – заявили в ведомстве и тут же обратили внимание на то, что «за указанный период от представителей министерства и подконтрольных им муниципальных предприятий не поступало предложений о проведении совместных мероприятий, которые, безусловно, поспособствовали более эффективной совместной работе».

Уверены, такие предложения в ближайшее время поступят. Сотрудничество всегда полезнее работы поодиночке. Но обратят ли власти внимание на социальные проблемы, которые, в том числе привели к росту долгов за «коммуналку»? Ответа вот на какой вопрос мы будем добиваться вместе с нашими читателями…