Владимир Кованов. Как быть честным фотографом

Можно ли у нас сегодня получить фотографическое образование? Почему количество людей с фотоаппаратом увеличивается, а хороших фотографов больше не становится? Об этом и многом другом мы беседуем с Владимиром Ковановым, рязанским фотографом и педагогом.

   
   

Куда пойти учиться

- Владимир Владимирович, вы несколько лет преподавали фотоискусство в Рязанском художественном училище и наверняка знаете ответ на вопрос: где сегодня в Рязани готовят профессиональных фотографов?

- Не только в Рязани, но и России отсутствует системное фотографическое образование. Профессии «фотограф» нет в государственном реестре. Однако свято место, как известно, пусто не бывает: эту нишу заняли все, кому не лень. Сегодня любой желающий, окончив школу или курсы, принимается фотографировать. Конечно, это не образование, а хорошо поставленный бизнес. Иными словами, приятный для клиента способ отъёма денег. Научить профессионально фотографировать за месяц или за два невозможно.

Чтобы стать фотографом, нужны не только несколько лет учебы по определенной методике, но и несколько лет упорного самостоятельного труда.

- А ведь многие, только окончив курсы, сразу начинают оказывать платные услуги.

- Это печально. В Германии, например, фотограф может зарабатывать деньги, только имея лицензию. А для этого обязательно нужно получить соответствующее образование, несколько лет проработать ассистентом лицензированного фотографа, а затем сдать экзамен. Естественно, это сразу поднимает планку профессиональных требований.

- Доступность фототехники и «одержимость» современных людей фотосессиями как-то повлияли на общий уровень фотографии?

   
   

- Конечно. Он заметно опустился. Каждый день на свет появляется такое количество фотографий, которое физически за всю жизнь просмотреть невозможно. Но хороших фотографий от этого больше не становится.

С другой стороны, цифровая фотография дала возможность раскрыться людям, которые в силу определённых причин не смогли проявить себя в аналоговой (пленочной) фотографии.

- Вы скучаете по «пленочным» временам?

- Есть определенная ностальгия. Но сегодня пленочная фотография – занятие очень дорогое. Это - ниша для гурманов.

- Как отличить настоящего профессионального фотографа от человека, который держит в руках фотоаппарат?

- Настоящих фотографов у нас, действительно, мало. В основном - фотохудожники. Хотя и это понятие сегодня дискредитировано так, что практически ни к чему не обязывает. А по полочкам все расставляет только время, признание публики и коллег. Последнее получить достаточно сложное.

Какой путь выбрать

- Владимир Владимирович, а как лично вы пришли в фотографию? И давно ли это случилось?

- Когда мне было лет 13, я нашёл в родительском доме отцовский фотоаппарат «Смена» и начал что-то снимать. В итоге увлекся и забросил все остальные занятия. Мама, конечно, была очень недовольна и «шмякнула» камеру так, что ей наступил полный «кирдык». Но это только усилило мой интерес. Впоследствии я возвращался к фотографии, забрасывал это дело, снова возвращался… А полностью утвердился в своем призвании уже в зрелом возрасте, отработав более 12 лет в школе (в «первой жизни» я был учителем химии и биологии). В рязанском учебно-производственном центре получил фотографическое образование.

Благо, в те времена еще была такая возможность. Работать устроился в фотоателье: снимал на паспорт, делал художественные портреты. Система мне жутко не понравилась. И однажды наступил момент, когда я понял, что следующего клиента просто «прибью»! Ушел работать в газеты, довелось сотрудничать со многими изданиями. Не раз бывал и в «свободном плавании».

- Должна ли быть у фотографа миссия? Вот вы, например, что хотите донести людям вашим творчеством?

- Я снимаю то, что мне нравится, что меня задевает. По сути, это своеобразная психотерапия. Я работал и в коммерческой фотографии, снимал на заказ. Но главным, удачным результатом творчества считаю то, что снято для себя. Да, время диктует свои условия, предлагает угождать потребителю. И только если фотограф честен сам с собой, по фотографии можно увидеть его отношение к миру. Я всегда старался идти именно по этому пути. Хотя были и конфликты, и непонимание.

Музей фотографии

- Помнится, вы не раз говорили о том, что неплохо как-то упорядочить, систематизировать фотоархив, фотолетописи Рязани. Какие-то шаги в этом направлении есть?

- К следующему дню города администрация планирует создание Музея фотографии, который разместится на улице Почтовой. Многие ратуют за то, чтобы присвоить ему имя Евгения Каширина.

А вообще идеальным примером в этом отношении могут служить Соединенные Штаты. Как только фотография появилась на свет, там на государственном уровне стали действовать программы, выделяться деньги для того, чтобы создавать фотолетопись развития страны.

Кроме того, США подтянули к себе «ненужные» фотоархивы других стран, и теперь они - самые богатые владельцы фотографического наследия мира. В США - шикарное фотографическое образование, большое количество фотогалерей. По улицам также ходят люди с фотоаппаратами, но они понимают, что есть просто бытовая фотография, а есть фотография – произведение искусства.

- А для нас возможна подобная перспектива?

- Думаю, да. Но это - процесс долгий. Прежде всего, должна быть система фотографического образования. Для этого потребуются годы, десятилетия, а главное - кадры, которые еще нужно взрастить.

За авторское право

- Есть ли какие-то ключевые проблемы у современных фотографов?

- Проблема - выставиться. Ещё большая проблема - взаимодействия. Фотографы по натуре - волки-одиночки. Объединить их, к примеру, для участия в общем международном проекте, очень сложно. Если наша фотография все время будет «вариться» в Рязани, то мы, конечно, будем здесь ходить все такие гениальные. Но беспристрастно оценить, кто чего стоит, можно только, выйдя на новый уровень.

Наконец, очень большая проблема – бесконтрольное использование авторских фотографий. Взять хороший снимок, выдать за собственный или поставить свой копирайт - для нашего человека дело привычное. Этим занимаются не только частные лица и организации. Закон о соблюдении авторского права, который обязывает указывать авторство, игнорируют государственные организации, целые министерства. Нигде в мире такого нет. И это развращает людей.

Отдельный разговор - использование фото в коммерческих целях. Возможно делать это бесплатно, но только по соглашению с автором. Хотя хорошая фотография стоит денег, многие этого не понимают. При всём при том ни у кого не вызывает удивления стоимость, например, картины, написанной художником.

Досье

Владимир Кованов, фотограф, педагог. В 1980 году окончил Рязанский государственный педагогический институт («учитель химии и биологии»), в 1986 году – рязанский учебно-производственный центр (специальность «фотограф»). Работал учителем в средней школе поселка Кирицы, фотокорреспондентом рязанских периодических изданий, преподавателем в Рязанском художественном училище имени Вагнера. Автор нескольких десятков персональных выставок.

Смотрите также: