На вопросы отвечает председатель регионального отделения ОО «Ассоциация учителей русского языка и литературы» («АССУЛ») Галина Карпачёва.
Всё хорошо в меру
- Галина Владимировна, вы возглавляете региональное отделение ОО «Ассоциация учителей русского языка и литературы». Простой вопрос – зачем она нужна?
- В стране сегодня более 70 региональных отделений «АССУЛ». Наша главная задача - объединить силы учителейсловесников для того, чтобы защитить русский язык.
- Какие же явления в русском языке более всего беспокоят современных филологов?
- В наше время язык стремительно теряет свою чистоту. Рушатся литературные нормы, которые существовали веками. Родные слова подменяются иностранными. Конечно, этот процесс начался не вдруг. Первые изменения оказались заметны после перестройки, когда особенно усилилось влияние иностранных языков, в особенности английского. Изменения, произошедшие в то время в экономике и в общественной жизни, породили большое количество терминов-иностранизмов. Использование многих из них было совершенно не оправдано, так как аналоги им есть в русском языке. Этот процесс продолжается и по сей день.
Например, прекрасное слово «управление» сегодня заменяют словом менеджмент, вместо словосочетания «индивидуальный подход» говорят «коучинг» и так далее. А вот слово «эмблема» имеет иностранное происхождение, однако настолько прижилось, что стало практически русским. Но теперь и его заменяют - на «бренд», «логотип» и что-то ещё…
- Разве такое разнообразие не делает русский язык богаче?
- Делает. Но при этом должна соблюдаться историческая мера, сохраняться природная национальная основа языка. Даже 10% иностранизмов в лексическом составе - это уже очень много. Почему? Как говорит президент России Владимир Путин, язык - это основа национальной безопасности, основа самоидентичности русского народа. Хотя, естественно, русский язык - это живое явление, он развивается, и взаимовлияние языков - процесс неизбежный.
Недавно учителя нашего регионального отделения участвовали в обсуждении Концепции филологического образования на общероссийском уровне. Концепцию приняли, в том числе и для того, чтобы предотвратить засорение родного русского языка, сохранить первозданную основу, но, в то же время, не создавать искусственных барьеров для развития языка.
Реформы бывают разные
- Реформы в сфере образования как-то сказываются на уровне владения русским языком нынешних выпускников?
- Среди многочисленных реформ в сфере образования большинство, конечно, - положительные. Но есть и такие, против которых общественность много лет восстаёт. Взять, например, ЕГЭ. Я ни «за», ни «против», но считаю, что нужно использовать эту форму государственной итоговой аттестации разумно. Ведь не секрет, что наши дети разучились не только разговаривать, но и воспроизводить речь на письме. Дело дошло до того, что президент страны поддержал введение итогового сочинения, что и свершилось два года назад. Возвращение сочинения положительно повлияло на умение детей связно выражать свои мысли. При этом учителя вынуждены вводить специальные курсы по обучению сочинению и изложению, и результаты - на лицо. Качество сочинений год от года становится всё лучше.
- Как родители могут помочь развитию языковых навыков детей?
- Радует, что многие родители в последнее время начали по-другому относиться к проблеме. Мамам и папам рекомендуем больше разговаривать с детьми. Следить за тем, чтобы ребёнок говорил полными предложениями, думал, осмысливал речь.
Пиши «Жи-Ши»
- А качество и методики преподавания, на ваш взгляд, сегодня находятся на соответствующем уровне?
- Проблема в том, что падению норм русского языка в какой-то мере способствует и изменение качества преподавания предмета в школах, в вузах. Таково мнение многих учителей-практиков. В чём состоят эти изменения? В первую очередь, в послаблении требований. И ведь до чего дело доходит! Помнится, несколько лет назад наделала шума дискуссия на тему: стоит ли сохранять такие жёсткие правила правописания? Мол, пусть пишут «-ЖИ-» и «-ШИ-» через Ы, а «-ЧА-» и «-ЩА-» - через Я…
Многих учителей сегодня не очень удовлетворяют и программы по литературе, особенно в старших классах.
Разногласия вызывает, например, такое понятие, как вариативность. Можно на выбор дать изучать произведения Достоевского - «Идиот» или «Преступление и наказание». А можно позволить выбирать между Достоевским и современным писателем, который сегодня на пике популярности, а через 10 лет не будет значить ничего. Разница - огромная. Ведь литература - это учебник жизни. Никто не спорит с тем, что разнообразие должно быть. Но в первую очередь дети должны знать наши основы.
- В этом году проект рязанских учителей-словесников выиграл грант. Расскажите, как на практике будет выглядеть ваша просветительская работа?
- Рязанская область славится успешными результатами ЕГЭ по русскому языку и литературе. Регион богат опытом и традициями филологического образования и работы словесников. Одним словом, нам есть, чем поделиться. Именно поэтому мы решили принять участие в конкурсе Российского союза ректоров по направлению «сохранение и популяризация русского языка и литературы». В мае вместе с региональным отделением Всероссийского педагогического собрания подали заявку на грант и выиграли. Наш проект под названием «Методический год словесников в Центральной России: вместе сохраняем культурно-образовательное пространство, делимся опытом, отвечаем на вызовы времени» - своего рода ноу-хау, изобретение Рязанской области. Методический год продлится с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года.
В течение этого периода мы будем проводить онлайн встречи, «круглый стол» и вебинары для учителей-словесников из разных регионов России с участием выдающихся учёных, опытных и талантливых практиков. В сентябре подготовили всероссийский конкурс для детей «Читаем Есенина вместе». Каждый желающий ознакомиться с видеоматериалами сможет найти информацию на в интернете.
Надеемся, что наш методический год внесёт свой вклад в дело сохранения русского языка.
Досье
Галина Карпчёва, председатель регионального отделения ОО «Ассоциация учителей русского языка и литературы» («АССУЛ»), координатор проекта «Методический год словесников Центральной России: вместе сохраняем культурно-образовательное пространство, делимся опытом, отвечаем на вызовы времени».
В 1976 году окончила Рязанский государственный педагогический институт им. С. А. Есенина по специальности «учитель русского языка и литературы». Работала по специальности.
В 1990 году окончила Московский государственный заочный педагогический институт по специальности «учитель-логопед».
С 1991 года была заместителем директора по учебной работе средней школы № 51 по учебной работе.
В 2001 году назначена директором специальной (коррекционной) школы № 18 для детей с нарушением слуха.
С 2009 года - директор Центра образования «Дистанционные технологии».
Смотрите также:
- Создатели бренда Рязани ответили на вопросы по финансированию →
- Не готовы к классике. Почему подростки не любят читать →
- У главной библиотеки Рязанской области юбилей →