Недетские проблемы. Современным школьникам не хватает самостоятельности?

Школьные выпускные экзамены и последующее за ними поступление в вуз заставляют переживать и взрослых, и детей. Но если взрослые с волнением в состоянии справиться сами, подросткам порою это оказывается не под силу.

   
   

Недавно в одной из рязанских школ корреспондент «АиФ-Рязань» увидел буклет Рособрнадзора с таким «назиданием» - «Дал списать на ЕГЭ – потерял будущее!».

Получается, что взрослые часто дополнительно «накручивают» выпускников, мол, завалил экзамены – пиши пропало. Очевидно, что пережить время окончания школы юному человеку (в жизни которого, кстати, хватает и других проблем подросткового периода) очень непросто. О том, как справиться с этими проблемами и выпускнику, и его родителям, «АиФ-Рязань» рассказывает директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» Ириной Вознесенская.

Возьмите себя в руки!

Тамара Бутина, «АиФ-Рязань»: Главный вопрос: как правильно вести себя родителям во время экзаменов ребёнка?

Ирина Вознесенская: Прежде всего, родители должны внести спокойствие в душу ребенка. Ведь ЕГЭ – это, всего-навсего один из многих экзаменов, которые человек сдаёт в своей жизни. И даже если у ребёнка что-то не заладится, и всё вылетит из головы, у него ещё будет возможность пересдать, пусть и на следующий год. Безусловно, потерянного времени жалко. Но это станет хорошим уроком для тех, кто не очень ответственно относится к своей жизни. Если же экзамен для ребенка превращается в точку невозврата – либо сдашь, либо жизнь на этом закончится… То это может иметь плачевные последствия. Пример тому – недавний случай в Волгоградской области, когда школьник покончил с собой сразу после экзамена, решив, что не справился с тестом.

Ирина Вознесенская. Фото: АиФ

Родители должны формировать правильную систему ценностей: самое главное – это жизнь. Пока человек жив, можно всё исправить.

   
   

- Вы говорите о том, что прививается с раннего возраста. А как быть сегодня, когда экзамен на носу?

- Стресс предполагает истощение нервной системы. А восстанавливаться она может только во сне. Поэтому самое важное – полноценный сон и разумный режим дня. Кроме того, ни в коем разе нельзя лишать ребенка на этот период любимых занятий, будь то прослушивание музыки или общение с друзьями. Стрессовую ситуацию это только усугубит.

И родителям также нужно взять себя в руки. Ведь за их тревоги и страхи может заплатить ребенок, причём иногда слишком дорогой ценой.

Выбор - за ребёнком

- Бывает так, что родители пытаются воплотить в жизнь через детей собственные амбиции. Кто-то мечтал поступить в университет и не поступил, кто-то хотел научиться играть на фортепиано и не хватило терпения. А в результате чада отдуваются за нереализованные мечты своих родителей. Насколько негативно это может повлиять на ребёнка?

- Никто не может со стопроцентной гарантией сказать, что важно для ребёнка, кроме него самого. Это другой человек, он растёт в других условиях, нежели росли мы. То, что казалось вам значимым в детстве, для него может оказаться пустым звуком. Поэтому мамам и папам важно знакомить ребёнка с разными увлечениями, но делать выбор не вместо ребенка, а вместе с ним.

К концу школы подросток уже должен научиться принимать самостоятельные решения. Фото: www.globallookpress.com

Сегодня же не так уж редко дети даже не ищут своего будущего. Это - общая инфантилизация: мама за ручку привела в сад, потом в школу, выбрала профильный класс, кружок или секцию, потом институт, специальность. Это неправильно. К 17-18 годам ребенок должен ощущать возможность и потребность принимать самостоятельные решения. А начинается всё с банального выбора еще в младшем возрасте: что съесть на завтрак – кашу или яичницу? Мы, как родители, мешаем детям стать взрослыми и самостоятельными, не даём почувствовать вкус к принятию решений.

Как стать взрослым?

- Вы говорите, что подростки сегодня инфантильны, но есть ведь и другая тенденция - к чрезмерно раннему взрослению. Подростки стремятся вести себя как взрослые, обзаводятся взрослыми, подчас дурными привычками, разве не так?

- Взрослая одежда, пачка сигарет, «своя девушка» в 13-14 лет – это всё внешние признаки «взрослости». Это то, как видят нас подростки. За этим как раз и скрывается инфантильность. В слепом копировании, в подражании, а не в самостоятельном выборе.

Я считаю, что каждый родитель должен объяснять своему ребёнку, что взрослая жизнь – это, прежде всего ответственность, забота, планирование. Обязательно надо обсуждать в семье - откуда берутся деньги и на что они тратятся. В подростковом возрасте уже можно и нужно часть забот перекладывать на детские плечи. Тогда и ребёнок поймет, что взрослая жизнь - это не только право веселиться с друзьями всю ночь напролёт, курить или пить, «как взрослые».

Родители должны стать настоящими друзьями своего ребенка. Фото: АиФ-Смоленск / Антон Минин

Зачем копировать агрессию?

- Чрезмерная жестокость подростков – тоже следствие этой инфантильности? Сегодня в интернете – уйма видеороликов, в которых заснято как одни дети издеваются над другими.

- Интернет- это всего лишь новые технологические возможности, благодаря которым информация распространяется быстрее. Но не надо преувеличивать его роль. Сегодня более жестокими стали не дети, а в первую очередь – взрослые. А дети только копируют нас, мы смотримся в них, как в зеркало. Никто и не думает о том, как много насилия мы видим на телеэкранах! Нам будто навязывают некую модель поведения: обидели – дай сдачи. И пусть взрослые, перенимая эту агрессию, выражают её чаще всё-таки не кулаками, а словом, зато дети повторяют нас, как могут, как умеют. И не стараются договориться с обидчиком, решить проблему мирным путём, а бьют ногой в живот. Но агрессия – это, опять же, жизнь в стрессе. Так что первая задача родителей - научить ребёнка мирному сосуществованию среди людей.

Справка
Ирина Вознесенская окончила Рязанский педагогический университет по специальности «Учитель математики», аспирантуру в Московском педагогическом университете по возрастной и педагогической психологии. Кандидат психологических наук, заслуженный учитель России. В 1996 году стала инициатором создания «Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» в г. Рязани, с тех пор возглавляет его. В настоящее время педагоги центра проводят более 700 личных консультаций в год.

Смотрите также: