Остались одни сваи. Кто, где и зачем ворует ж/д мосты?

Процесс демонтажа моста в Скопинском районе попал на камеры. © / ИД "Пресса"

Пропажа железнодорожного моста в Скопинском районе Рязанской области наделала шума и в местных, и федеральных СМИ. Оно и понятно: украсть 60-тонный мост — дело нешуточное.

   
   

Прикарманили 60 тонн

Пропажу заметила рязанская правозащитница Светлана Коновалова. Она написала, что еще год назад гуляла по мосту через реку Вёрда, который находился недалеко от села Корневое Скопинского района, а в июле 2024 года пришла на это место, а моста-то и нет, остались одни сваи. Почему-то вспоминается героиня Рины Зеленой из фильма «Подкидыш», которая рассказывала историю, как женщина зашла водички попить, хватились, «пианины нету». А тут даже не пианино, а целый мост...

Пропавший мост был построен еще в советские годы, он использовался для грузоперевозок. В последнее время принадлежал местному предприятию Промжелдортранс, которое раньше занималось грузовыми железнодорожными перевозками. Ветка тянулась до города Новомичуринска, по ней регулярно ходили товарные поезда. Но уже больше десяти лет эта ветка не эксплуатировалась. Вот кто-то и решил, что такой конструкции незачем простаивать. Светлана Коновалова сообщала также, что местные жители видели демонтаж и обращались в полицию, даже четыре раза, но реакции не последовало, и мост продолжали пилить... Кстати, процесс демонтажа моста попал на камеры — в сети появились и фотографии, и видео этого процесса.

Светлана Коновалова привлекла общественное внимание к такому хищению — сначала информация появилась в телеграм-каналах, потом неординарный случай разлетелся по СМИ. Начались расследования, стала появляться все новая и новая информация. Было возбуждено уголовное дело о краже моста — в УМВД по Рязанской области пояснили, что дело квалифицировали как кражу в особо крупном размере.

Потом сообщили, что распиленные детали 60-тонного железнодорожного моста были найдены в одном из местных пунктов приема металлолома. По предварительной информации следствия, за украденную конструкцию злоумышленник сумел выручить 1,3 миллиона рублей. Сделка в пункте приема металлолома была оформлена на местного жителя 1987 года рождения — на его имя был заключен договор на сдачу металла.

Сейчас его разыскивают сотрудники правоохранительных органов. При этом не исключается, что этот фигурант — лицо номинальное. Настоящие похитители провернули сделку под его именем, заплатили ему незначительную сумму и скрылись с ощутимым барышом.

Расследование продолжается, мы будем следить за дальнейшей судьбой украденного моста.

   
   

Мурманские похищения

Случай с похищением моста в Скопинском районе преподносится в СМИ как уникальный, но на самом деле это вовсе не так. Не только рязанцы оказались такими предприимчивыми.

Пять лет назад мурманская полиция занималась очень похожим делом — правоохранителям поступило заявление о том, что недалеко от поселка Коашва пропал мост через речку Умба. Переход находился около заброшенного поселка Октябрьский. Мост был недействующим и имел статус незавершенного строительства. Раньше по этому участку проходила железная дорога, по которой перевозили концентрат редкоземельных металлов, производимый на Ловозерском ГОКе. О пропаже в полицию заявили бдительные граждане. Как сообщала прокуратура Мурманской области, ущерб от пропажи моста оценивался в 600 тысяч рублей. «По версии следствия, в мае 2019 года неустановленное лицо тайно из корыстных побуждений похитило металлические конструкции длиной 23 м и весом 56 тонн, принадлежащие одной из организаций, осуществляющей хозяйственную деятельность в Кировском районе», — сообщали в прокуратуре региона. Уголовное дело расследовалось по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ («Кража, совершенная в крупном размере»).

А лет за 10-12 до исчезновения моста через Умбу в Мурманской области «умыкнули» мост через реку Верман в Кандалакшском районе. Тогда металлические конструкции похищенной переправы были обнаружены в прицепе грузового автомобиля, который остановили сотрудники милиции на дороге.

Хабаровский случай

Одно из громких похищений моста произошло в 2008 году в Хабаровском крае. Тогда воры смогли за несколько часов разобрать 200-тонную автомобильную переправу на дороге, соединявшей поселок Тополево с местной ТЭЦ. Прямой ущерб от кражи оценивали в 400 тысяч рублей.

И в Подмосковье мост увели...

В подмосковном поселке Деденево пять лет назад железный мост через реку Икшанку и вовсе исчез на глазах у местных жителей. Железный семиметровый мост пропал октябрьским утром. Как сообщали в сюжете телеканала «Мир», очевидцами кражи стали несколько жителей поселка. Свидетели указывают, что трое неизвестных распилили мост на части и увезли. «Я гулял с собакой. Тут стоял манипулятор, и работали люди, — рассказал местный житель. — Я у них спросил, что они делают. Они сказали, что будут устанавливать новый мост в течение трех дней».

Через три дня новый мост не появился, и жители забили тревогу, ведь по мосту пролегал кратчайший путь в школу, детский сад и на железнодорожную станцию. Путь в обход увеличивался километра на три. Поэтому местные жители поселка стали проводить собственное расследование. Улики привели к дому на другом берегу реки. Оказалось, что сосед нанял бригаду, демонтировал мост и сдал его в металлолом. ГУ МВД России по Московской проводилась проверка, но поскольку мост очень нужен местным жителям, а следствие могло затянуться, они решили восстановить переправу на собственные средства.

«Поцелуев» мост — еще одна жертва

В Петрозаводске предприимчивые граждане тоже положили глаз на мост. Правда, там объектом интереса стал так называемый «мост для влюбленных». «Поцелуев мост» представлял собой подвесную конструкцию, которая располагалась в Прионежском районе над рекой Лососинкой, на лыжной трассе «Фонтаны». Мост был построен силами активистов, но не простоял и двух сезонов: кто-то похитил удерживающий трос, после чего нагрузка целиком легла на одно из деревьев, а затем из-за сильного ветра все сооружение упало вместе с мостом и было снесено течением.

Один из волонтеров, устанавливавших конструкцию, сообщил, что трос, скорее всего, приглянулся из-за того, что тот был гостовским, самого высокого качества. Трос ставили для выравнивания нагрузки на деревья. Волонтер добавил, что на материалы, необходимые для строительства моста, было потрачено около 250 тысяч рублей, при этом работы по установке выполнялись бесплатно. Активисты намеревались восстановить мостик, чтобы «молодым было где целоваться».

И за границей мосты исчезают

Надо сказать, что мосты крадут не только предприимчивые россияне. Похищения мостов происходят и в других странах. К примеру, в индийском штате Бихар весной 2022 года «увели» мост над каналом Ара-Сон неподалеку от деревни Амиявар. Мост был 18-метровый и весил более 500 тонн. Мост, построенный 45 лет назад, нуждался в обновлении. Злоумышленники выдали себя за специалистов и заверили, что будет возводиться новая переправа. За три дня конструкцию демонтировали. Похитители металлолома использовали тяжелое машинное оборудование, поэтому местные жители не сомневались, что работы проводятся официально. К тому же «специалисты» создали видимость, что неподалеку будет возводиться новый мост. Однако спустя три дня «строительство» нового моста было заброшено, а старый мост полностью исчез. Дело было передано в полицию.

Еще один мост был украден в 2011 году в Пенсильвании, в 96 километрах от Питтсбурга. Как сообщалось в СМИ, в городке Норс Бивер украли автомобильный мост. Похитителями стали два брата 24 и 25 лет. Свою добычу они сдали на металлолом. Братья с помощью автогена разобрали конструкцию высотой 15 метров, длиной около 20 метров и весом 40 тонн. Стоимость моста оценивалась в 100 тысяч долларов. Сдавая металл, похитители говорили, что у них есть разрешение на демонтаж и продажу частного моста. Однако в фирме по переработке отходов это вызвало подозрения, и бдительные сотрудники обратились в полицию. В итоге добытчики металла получили обвинение в умышленном причинении ущерба, воровстве, присвоении похищенного имущества и преступном сговоре.

Люди гибнут за металл

Сбор металла — дело выгодное, люди ищут свою добычу в самых неожиданных местах и идут на всевозможные ухищрения. К примеру, в Перми пытались украсть лифт из жилого дома.

Один из самых опасных видов добычи металла — сбор кабеля. Как сообщают СМИ, в заброшенных шахтах Кемерово регулярно находят обуглившиеся трупы. Сборщики лома находят заброшенный кабель и пытаются топором вырубить его из опорных сооружений. Но нередко бывает, что кабель не был отключен от высоковольтной сети...

Металл ищут и добывают везде и готовы сдать в металлолом что угодно. Кстати, в том же Кемерово был случай, когда в пункт металлолома сдали танк.
А в Рязани, которая прославилась своим происшествием с похищенным мостом, совсем недавно был еще один казус со сборщиками металлолома. Ловкий 19-летний молодой человек нанял эвакуатор, погрузил «газель», которая стояла без двигателя, и отвез в металлолом. Все это происходило среди бела дня, на глазах у многих свидетелей и ни у кого никаких подозрений не вызвало — ну решил хозяин избавиться от автохлама. И только потом, когда владелец «газели» обратился с заявлением в полицию, стало понятно, что молодой человек грузил не свой автомобиль.