С пугающей регулярностью с улиц Рязани пропадают канализационные люки. Куда они исчезают? С какими целями таинственные похитители уносят такие нелегкие предметы?
Ни для кого не секрет, что крышки от колодцев отправляют во вторчермет, куда их сдают в надежде получить наживу. Почему люки превратились в разменные монеты и как остановить движение такой тяжелой «валюты»?
Осколки преступления
Совсем недавно сотрудники отдела МВД России по Рязанскому району задержали рязанца, подозреваемого в краже люков – как выяснилось, 19-летний парень приехал на парковку у магазина, погрузил в машину три люка и увез. Полицейским удалось найти похитителя, и теперь ему грозит до двух лет лишения свободы. Однако страх наказания не останавливает «колодезных воров», и люки продолжают пропадать.
«Существует перечень предметов, которые мы не имеем права принимать, - рассказал нам Сергей, владелец одного из пунктов приема металла. – В этот перечень входят канализационные люки и всевозможные железнодорожные принадлежности. Если сотрудник принимает эти предметы, владельцу пункта втормета грозят огромные штрафы, даже лишение лицензии. Поэтому сказать, сколько стоит люк, я не могу – мы их никогда не принимаем. Другой вопрос, что похитители никогда не сдают люки целыми. А в ломе разве определишь, что там замаскировано? Мы плотно сотрудничаем с полицией, когда пропадают люки, всех нас, хозяев пунктов приема, обзванивают, приезжают сотрудники полиции, осматривают принятый материал». Вот так было и с тем 19-летним парнем – он сдал лом, но полицейские нашли фрагменты похищенных люков, а потом смогли установить сведения о человеке, сдавшем эти осколки. Но это лишь один из случаев воровства, которое удалось раскрыть. Найти похитителей получается далеко не всегда. Да и расколотый люк уже не склеишь.
Прорехи на дорогах
«В случаях, если удалось найти злоумышленника, и если из-за отсутствия люка произошло ДТП, надо взыскать с этого нарушителя стоимость ремонта машины. Это будут серьезные суммы, может быть, страх перед такими санкциями предотвратит похищение люков, - говорит председатель Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Кроме того, надо активнее отслеживать такие нарушения. Во многих регионах для этого уже вовсю используют дроны, вообще, тщательно контролируют состояние дорожной сети и постоянно проверяют ее безопасность».
«Люди ищут простой способ заработать, а здесь чугун, который довольно дорого стоит и лежит под ногами, - говорит руководитель Общественной организации «Рязанский региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ» Ольга Каркина. – Надеяться здесь надо в первую очередь на сознательность людей, но, как показывает практика, не это рассчитывать не приходится… Может быть, стоит ужесточать наказания за похищение люков, а также за прием их в пунктах чермета. Но, думаю, разумнее всего было бы подключиться к этому вопросу каким-то техническим службам и придумать альтернативу чугунным крышкам. Возможно, это должен быть какой-то очень прочный и тяжелый пластик. Здесь надо думать и искать варианты, чтобы люки не представляли интереса для охотников за ними».
Почему-то в других странах обходится без похищения крышек колодцев, а у нас они пропадают с улиц с завидной регулярностью, обнажая прорехи, опасные и для пешеходов, и для автомобилей. Неужели все дело в сознательности? Может, и так, но, похоже, за границей стараются не искушать любителей быстрых заработков и максимально осложняют кражу.
«Мировой опыт показывает, что вес люков должен быть больше. У нас на дорогах порой троллейбус проедет, и крышку подбрасывает, как листик. За границей вес люков не позволяет их украсть. Нам надо менять ГОСТы, делать люки более тяжелыми, - считает Олег Попов. – Кроме того, можно продумать систему запоров, чтобы осложнить кражу».
Пока же люки у нас остаются объектом повышенного интереса у любителей легкой добычи. Что касается других стран, люки лежат на своих местах и, кстати, нередко становятся своего рода арт-объектами. Есть немало коллекционеров фотографий канализационных люков – надо сказать, встречаются очень любопытные экземпляры. А у нас заветные круги продолжают пропадать с дорог и тротуаров. Возможно, кто-то уже собрал коллекцию канализационных люков, причем не фотографий, а реальных образцов. Но вскоре сдал свое собрание в пункты приема вторчермета. И осколки этой коллекции уже переплавили, чтобы сделать новые люки… Так и продолжается этот круговорот люков в чермете.