Недетские проблемы. Подростки, как лакмус, отражают все тенденции общества

Подростки не могут противостоять пропаганде красивой жизни и ищут пути к ней любой ценой. А понимания, что для этого надо трудиться, им не хватает. © / pixabay.com / pixabay.com

«Мой день начинается со звонка Ивановым...» Сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних становятся кураторами для проблемных семей, даже почти их родственниками – помощники присутствуют в судьбе семей со сложностями почти всегда. По-другому помочь невозможно. О жизни трудных подростков, их родителей и тех, кто им помогает в непростой жизненной ситуации, мы беседуем с руководителем аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Рязани Александрой Батуриной.      
   

Гены + воспитание

Зоя Мозалева, rzn.aif.ru:  Александра Евгеньевна, вы руководите аппаратом уже почти пять лет. Как сегодняшняя ситуация отличается от той, что была в начале вашей работы?

Александра Батурина: — Дети всегда, во все времена, остаются детьми. Мышление детей очень гибкое, психика ещё не сформирована, и они реагируют на всё быстрее – поэтому хорошее и плохое они впитывают моментально. Им всё надо попробовать, а ответственности и способности анализировать ещё не нажили. Поэтому у них всё сразу по максимуму. Подростки, как лакмус – все тенденции, существующие в обществе, по ним сразу ярко видны. Так было всегда, просто в разные периоды жизни перед обществом в целом и перед детьми стояли разные вызовы.

Почему некоторые подростки реагируют на вызовы порой так агрессивно?

— Дети ведь не рождаются трудными подростками, они становятся такими в силу определённых обстоятельств. Специалисты говорят, что 50% поведения детей определяет генетика, 50% - воспитание. Конечно, ДНК имеет большое значение – в моей практике были примеры, как говорится, потомственных преступников. Обстановка в семье очень сильно влияет на ребёнка. Неслучайно говорят, что воспитывать надо в первую очередь не детей, а самих себя. Воспитание своим примером самое действенное. Конечно, бывают исключения, когда в неблагоприятной среде вырастает ребенок со стрежнем, который говорит, что не будет жить так, как его родители. Но это редкие случаи. Конечно, всё идет из семьи. Во всех направлениях нашей работы – что бы мы не говорили и не делали, если нет базиса и понимания в семье, конечно, добиться каких-либо изменений крайне сложно.

Новые риски и искушения

— В чём вы видите главную задачу своей работы?

   
   

— Мы сейчас выстраиваем работу таким образом, чтобы выявить семьи на самой ранней стадии неблагополучия – так гораздо больше шансов что-то изменить в судьбе этой семьи. Когда семья переходит в категорию семей, находящихся в социально опасном положении, работать с ней гораздо сложнее. Ведь когда всё годами накапливалось, как снежный ком, сложно что-либо исправить. Тяжело менять привычки взрослых людей, которые на протяжении многих лет вели определённый образ жизни. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы вывести семью на какой-то более-менее приемлемый уровень функционирования в обществе. Конечно, это огромная работа, требующая большой самоотдачи. Но у нас есть положительные примеры.

— С какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего?

— То, что нас сегодня волнует очень сильно, это проблема, связанная с незаконным сбытом наркотических средств. Это преступления, которые лежат в сфере IT-технологий – с ними сложно бороться, даже отследить непросто. Как правило, координация всех этих действий находится за пределами РФ. А лакомым куском для такого бизнеса как раз являются подростки. Им умело внушают - ты же подросток, тебе ничего не будет. Поэтому они легко вовлекаются в эти сети, клюнув на лёгкие деньги. Думают, я сейчас пару раз подзаработаю, и всё. А оттуда выйти уже невозможно. Потом начинаются угрозы, шантаж. Это, конечно, очень страшно. Мы рассказываем родителям и детям, что выйти оттуда крайне сложно. А вот попасть в эту систему очень просто. Вот это можно назвать одним из изменений, произошедших за последние пять лет: тогда в сводках подростковых преступлений не было случаев, связанных с оборотом наркотиков. Теперь и молодежь в это вовлечена.

Инфоцыгане и пропаганда красивой жизни

— Как этому можно противостоять?

— Работа должна вестись системно. Мы боремся с последствиями этой проблемы, но подобные преступления должны пресекаться на более высоком уровне.

— Можно ли как-то удержать подростков от этих соблазнов?

— Сейчас во всех лозунгах очевидна одна тенденция – всех призывают идти за своей мечтой, проживать жизнь на полную катушку, брать от неё всё... Сколько всяких марафонов по изменению мышления проводится, и на это охотно откликаются взрослые люди, что уж говорить о подростках... Они и вовсе не могут противостоять таким инфоцыганам. Пропаганда красивой насыщенной жизни делает своё дело – люди ищут пути к ней любой ценой. А главная мысль опускается – чтобы чего-то добиться, надо трудиться. Вот этого понимания детям и подросткам сегодня не хватает. Атрибутика красивой жизни очень привлекает, все хотят всего и сразу, но не задумываются о главном: из-за легких денег можно попасть в такую ситуацию, что потом всю жизнь придётся выбираться.

— С алкоголем, наверное, та же беда – складывается ощущение, что он появляется в жизни детей всё раньше и раньше...

— Я не могу сказать, что у нас есть тенденция к увеличению административных протоколов из-за употребления алкоголя. Даже наоборот, есть некоторое снижение – видимо, всё-таки влияет пропаганда здорового образа жизни, спорта. Отмечу, что ситуация хоть понемножечку, но начинает меняться.

— Какие ещё преступления свойственны подросткам?

— Говорить о том, что преступления, связанные с распространением наркотиков, подавляют остальные виды, мы не можем. Просто бьём тревогу, потому что эта проблема нарастает. В остальном картина мало изменилась. Например, кражи. В большинстве случаев речь идет не о злостных продуманных правонарушениях, а о случайных. Кто-то забыл карточку в банкомате - искушение слишком велико. Подросток её возьмет, ведь никто не заметит. А вычисляется всё это очень просто. То же самое с кражами телефонов – где-то плохо лежал, торчал из кармана... Есть случаи, когда подростки вскрывают машины, чтобы что-то утащить. Эти преступления повторяются из года в год. Конечно, мы стремимся, чтобы и этого не было.

Образ жизни – помогать

— Александра Евгеньевна, как строится работа вашего аппарата?

— У нас много направлений работы. Главный ориентир для нас – это, как я уже сказала, раннее выявление социального неблагополучия. Вплоть до того, что нам поступает информация, начиная с перинатального центра. Если врачи, психологи замечают, что мама неблагонадежна, уже на этом этапе нам поступает сообщение. Мы выстроили и продолжаем выстраивать работу так, чтобы не просмотреть потенциальные опасности на ранних стадиях. Сигнал поступил – он может поступить откуда угодно: из детских учреждений, от соседей, из любых источников – мы отрабатываем. Бывает и такое, что с помощью нас выясняют отношения родственники, соседи, жалуются друг на друга.

В целом же могу сказать: чем раньше обнаружить, тем лучше. В работу вовлечены все органы профилактики – медучреждения, соцзащита, школы, детские сады – все, кто соприкасается с детьми.

— Вам приходится сталкиваться со сложным контингентом... Ваша работа требует большой самоотдачи.

— Я всегда говорю, что в этой работе случайных людей не бывает – сюда пришли те, кто готов работать именно с такими проблемами. Выдержать это могут не все. Когда встречаюсь с кандидатом к нам на работу, всегда рассказываю, с чем придется столкнуться, и говорю, что придётся работать, не считаясь с личным временем. Мы проводим вечерние рейды, если необходимо, работаем в выходные. Я всегда на телефоне. В отпуске, в командировке. Не бывает такого, чтобы мой телефон был недоступен. Это скорее не работа, а образ жизни. Наши сотрудники выполняют определённую миссию. Некоторые рассказывают, что их день начинается со звонка сложной семье – они становятся им по-настоящему близкими. Без личной заинтересованности ничего изменить невозможно. Так что равнодушные люди у нас не удерживаются. Наши сотрудники действительно готовы помогать. И еще важно, чтобы семья делала шаги навстречу. Надо искать пути выхода из сложных ситуаций. Всё возможно изменить, когда есть желание.

Досье

Александра БАТУРИНА. Руководитель аппарата комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Рязани. Образование – высшее. В 2005 году окончила Рязанскую государственную радиотехническую академию, квалификация «специалист по социальной работе». В аппарате комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работает с июля 2007 года. С марта 2018 года назначена руководителем аппарата.