Массовая психология. Почему люди верят фейкам в интернете

А ведь немало рязанцев серьёзно отнеслись к новости, что якобы ночью над городом с вертолёта будут распылять лекарство для дезинфекции. © / Вертолеты России

Последние две недели социальные сети буквально наводнили самые разные ложные сообщения. Их чаще всего называют фейками. Казалось бы, очевидный бред, но нет – многие, поверив в правдивость этих сообщений, уверенно ими делились с друзьями. 

   
   

От щенков до вертолёта

Самый, наверное, яркий пример – многочисленные истории со щенками. Регулярно в Интернете появляются сообщения, что, мол, срочно нужно разобрать породистых щенков. Не разберёте – их усыпят. Каждый раз оказывается, что это обман. Люди звонят, а потом видят большой минус у себя на счету в мобильном. Недавно появилось новое подобное сообщение. В этот раз бесплатно раздавали щенков хаски. И вновь давление: не возьмёте – их усыпят.

«Это мошенники, – предупреждает руководитель рязанской городской службы по контролю за безнадзорными животными Марина Селезнёва, которой кто только не написал про «бедных щенков». – Не распространяйте эти сообщения».

Постоянно держать удар приходится минздраву. Так, на прошлой неделе неизвестные авторы распространили сообщение, что якобы врачей и других сотрудников рязанской БСМП заставляют покупать за свой счёт вёдра и швабры.

«Эта информация не соответствует действительности, поскольку в новой больнице коридоры и холлы убирают с помощью механизированных средств, а вёдра и швабры для санитарок и нянечек закуплены в достаточном количестве», – пояснили в министерстве здравоохранения области. 

Но настоящий бум фейковых сообщений начался на фоне распространения коронавирусной инфекции. Самый громкий фейк – о том, что якобы над Рязанью ночью будет летать вертолёт, с которого будут «распылять лекарство для дезинфекции». Мол, нужно закрывать окна и не выходить из дома. Казалось бы, явная глупость, но в неё поверили многие рязанцы.

Были и сообщения о появлении в Рязанской области коронавирусной инфекции. Анонимные авторы начали обвинять власти в том, что они скрывают от народа правду. Писали, в частности, что в Милославском районе обнаружили коронавирус. Но главный врач местной больницы Владимир Руденко эту информацию сразу опровергнул. Позже в Рязани действительно подтвердили два случая заражения коронавирусной инфекцией, но об этом рязанцам сразу рассказали. Причём сделал это лично глава региона Николай Любимов.

   
   

Было немало и других фейковых сообщений: о молебне против коронавируса в одном из рыбновских храмов, об отпуске директора одного из рязанских колледжей в Испании и т.д. Все они оказались ложью. Никакого специального молебна от коронавируса в храме не было, а директор колледжа отдыхал не в Испании, а в Ессентуках.

«Корпорации добра»

Максим Мошков, директор IT-компании, чуть ли не каждый день занимается разоблачением подобных фейков. Говорит, что на ложные посты, к счастью, реагирует не более 10% пользователей.

«Есть, конечно, и такие, которых не убедить, что они распространяют неправду, но всё же стоит признать – люди стали более сознательными, – обращает внимание Мошков. – Советую не поддаваться на эмоции, а все подобные сообщения, телефоны, которые там указывают, проверять в Интернете. Сразу будет понятно, что перед вами фейк».

Почему эти 10% людей верят этим сообщениям?

«Массовая психология. Думают, мол, если пишут, значит знают, – поясняет психиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии РГМУ Алексей Меринов. – Многие начали параноить, мол, а правду ли мне говорят? А может, этот блогер знает больше, чем другие? И хочу обратить внимание: часто фейковые картинки в Интернете – очень высокого качества. Это говорит о том, что их делают профессионалы. Они-то знают, на какие болевые точки давить, как зацепить человека. Там целые «корпорации добра» работают. У них большой опыт «продвижения» своих продуктов». 

Добраться до этих «корпораций», думаем, не так просто. Как правильно заметил Алексей Меринов – это профессионалы. Чего не скажешь о СМИ, которые охотно распространяют их ложные сообщения. Их-то Роскомнадзор может призвать к ответу. Мало того, на прошлой неделе его пресс-служба сообщила, что ведомство готово к введению жёстких мер, вплоть до блокировки и отзыва лицензии СМИ, за фейки о распространении коронавируса в России. Стоит ли рисковать? Думаем, что нет.

КОММЕНТАРИЙ 

Доцент кафедры журналистики РГУ им. С.А. Есенина, кандидат филологических наук Наталья Долгова:

«Фейки – это любопытное явление современной информационной реальности. Их происхождение, на мой взгляд, связано со стремлением заинтересованных людей получить возможность влиять на те или иные группы общественности, например, на нас с вами. Важно знать, что далеко не всегда их и наши интересы совпадают. И чтобы не стать игрушкой в чьих-то руках, с сообщениями нужно работать так, как это делают учёные: собирать, обновлять и критически анализировать. Перефразируя известную поговорку, добавлю: не верить, а проверить!»

Смотрите также: