Взаимоотношения на дороге не всегда складываются просто для участников движения. Пешеходы недовольны сокращением числа переходов, водители жалуются на неправомерные штрафы и поборы.
И те, и другие по привычке обвиняют во всех дорожных бедах сотрудников ГИБДД. А есть ли претензии к участникам движения у самих сотрудников автоинспекции? С таким вопросом мы обратились к заместителю начальника ГИБДД Рязанской области Александру Колышкину.
Нарушают и не соблюдают
— Александр Витальевич, насколько высока культура вождения в нашем регионе?
— Такого понятия, как «культура вождения», вы не найдёте ни в одном нормативно-правовом акте. Но нам, безусловно, хотелось бы видеть на дорогах дисциплинированных людей, неважно — передвигаются они пешком или на автомобиле.
Чтобы общая картина стала понятной, приведу цифры. За 9 месяцев года в регионе зарегистрировано 1343 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) (-16,8% к прошлому году), в которых 213 (-8,6%) человек погибли и 2081 (-16,3%) получили ранения различной степени тяжести. Если сравнить эти цифры с показателями прошлого года, то общее количество ДТП уменьшилось, а вот число погибших, увы, выросло. Кроме того, наши сотрудники выявили более 322 тысяч нарушений требований правил дорожного движения (ПДД). Для сравнения, в прошлом году нарушений было на 100 тыс. меньше.
— Правы те, кто утверждает, что дисциплинировать водителей и пешеходов можно только непомерными штрафами и ужесточением наказания, вплоть до уголовного?
— Правила создают для безопасности и удобства всех участников движения. Другое дело, что для иного человека это неочевидно. Допустим, пересекает ребёнок или пенсионер дорогу в неположенном месте, не желая дойти каких-нибудь пятьдесят-сто метров до пешеходного перехода. А для водителя это неожиданная помеха на дороге. Вот вам и ДТП.
Или другая ситуация. Выехал человек в плохом настроении, а его ещё и подрезали на трассе. Он, конечно же, пытается «ответить» обидчику аналогичным способом. И уже оба водителя нервничают, теряя контроль над дорогой и движением. Поэтому профилактике мы уделяем больше внимания, чем просто наказанию. И начинаем эту работу в буквальном смысле с детского сада, где наши сотрудники — частые гости.
Пьяный за рулём
— Насколько оказалось эффективным введение уголовной ответственности за повторное вождение в нетрезвом виде?
— За прошедшие два месяца — с тех пор, как норма начала действовать, — выявили более 4 тысяч нарушителей. Возбуждено более 150 уголовных дел. И уже есть приговоры. Как правило, это общественные работы и лишение водительских прав на 2-3 года. У человека появляется отметка о судимости. И вряд ли это понравится и самому водителю, и его семье, и работодателю. Напомню, что максимальное наказание по статье — до двух лет лишения свободы. Любителям горячительного надо сто раз подумать, прежде чем сесть за руль. Ведь вы можете на всю жизнь остаться «без колёс».
А я иду, шагаю…
— Какие правила дорожного движения чаще всего нарушают пешеходы?
— В первую очередь это переход дороги в неустановленном месте и проезжей части на запрещающий сигнал светофора. С начала года в регионе зарегистрировано 150 ДТП с участием пешеходов, в которых 39 человек погибли и 124 получили травмы. Оштрафовали 7729 водителей за непредоставление преимущества пешеходам и 7615 пешеходов.
— Зачастую водители норовят проскочить на красный свет, считая, что успеют пересечь переход, по которому уже пошли люди. Разве это не нарушение правил?
— Безусловно, нарушение. И если вы с этим сталкиваетесь, можете зафиксировать нарушение хотя бы на камеру мобильного телефона. Информацию направляйте через сайт gibdd.ru в раздел «Обращения», выбрав Рязанскую область. Фото- и видеофиксация дорожных нарушений получила широкое распространение. По каждому факту мы проводим проверку и в случае установления виновника привлекаем его к административной ответственности.
— К нам в редакцию иногда звонят читатели с просьбой сделать дополнительный пешеходный переход в Рязани. Это возможно?
— Сколько должно быть пешеходных переходов, определяют нормативы. К сожалению, нереально поставить «зебру» и светофор на каждом перекрёстке, иначе по городу невозможно будет передвигаться на машине. Идеальный вариант — строить подземные и надземные переходы. Этот вопрос находится в ведении муниципалитета и требует немалых затрат. Пока практика показывает, что пешеходы даже там, где есть подземные переходы, норовят перебежать улицу, рискуя оказаться под колёсами мчащихся машин.
Справедливости ради скажу, что в последнее время в регионе многое делают для безопасности пешеходов. Переходы оборудуют светофорами, обновляют дорожные знаки, в Рязани поставили 11 километров ограждений. Большую работу провели перед началом учебного года. Буквально возле каждой школы поставили знаки «Дети», обновили переходы, по возможности установили искусственные неровности. Для каждой школы завели Паспорт дорожной безопасности, в котором начерчен безопасный путь от учебного учреждения до ближайшей остановки, пешеходного перехода, спортивных объектов. В фойе школ создали Уголок безопасности.
Смотрите также:
- Рязанская область присоединилась к акции «Сложности перехода» →
- …Как заставить носить светоотражающие знаки? →
- В Рязани пешеходы наглее автолюбителей →