30 июня на сайте Рыбновского районного суда разместили релиз о привлечении к ответственности уроженца Азербайджана Э.Б. Расулова. Мужчину обвиняли в миссионерской деятельности в помещении, не предназначенном для проведения религиозных обрядов. Как установил суд, поздно вечером в одном из кафе Рыбного он молился и читал другим посетителям заведения проповедь, что является нарушением Кодекса об административных правонарушениях.
В суде мужчина свою вину признал и получил наказание в виде 30-тысячного штрафа.
Однако это дело вызвало резонанс в мусульманском сообществе.
«Человека обвинили в миссионерской деятельности. По нашему мнению и мнению наших юристов, квалификация дела неправильная, — считает председатель духовного управления мусульман Рязанской области, имам-мухтасиб Рашид Бултачеев. — Мы специально подняли законы и уточнили, что миссионерская деятельность – это деятельность религиозных организаций. Насколько я знаю, это призыв к исламу, в данном случае, людей - не мусульман. Таким образом, физическое лицо не может заниматься миссионерством, не являясь членом какой-либо религиозной организации и не имея на то разрешения. Конечно, кафе не является культовым учреждением. Однако если ему там не разрешили молиться, но он это сделал, это не значит, что он занимается миссионерской деятельностью. Это, скорее, нарушение внутреннего распорядка кафе. Получается, хулиганство. Точно ситуацию сможет описать только он сам или те, кто был в кафе».
Как сообщили RZN.AIF.RU в правоохранительных органах, мусульманин-нарушитель приехал в Рязанскую область из Ирана. Полицейские уточнили, что мужчина в кафе очень громко молился и призывал всех присоединиться к нему.
Кстати, хозяева рыбновского кафе вовсе были не против того, что в их кафе проводятся религиозные обряды.
«Обычно местные мусульмане собираются у нас, чтобы помолиться и поужинать. Тем более в выходные после 23 июня был наш праздник, Ураза-байрам, — рассказывает администратор кафе. — Пришло много человек, попросили разрешения, и я их впустила. Они просто молились. Если бы они что-то плохое делали, я бы не разрешила им у нас сидеть».
По словам администратора, помимо той группы мусульман, посетителей в тот день больше не было. Да и в принципе, кроме своих – мусульман, посетителей в их заведении практически не бывает. Соответственно, полицию никто не вызывал.
«Полиция приехала сама, — продолжает женщина. — Они увидели, что собираются нерусские люди. Вот и решили посмотреть, что происходит. Они тоже знают, что мусульмане у нас каждый год собираются и молятся. Полицейские сидели вместе с мусульманами за столом и проверяли у них документы. Всё было спокойно, никаких конфликтов не было. Я не знаю, почему того мужчину наказали. Может, у него документов не было».
Позже источник в правоохранительных органах сообщил, что в тот вечер в кафе приехали оперативники отдела по борьбе с экстремизмом. Обычная работа, когда под предлогом проверки документов собирается необходимая информация. Никакого экстремизма оперативники не нашли, но увидели молившегося человека. Хоть что-то.
Сам нарушитель, как сообщили в том же кафе, после решения суда отправился обратно в Иран. Дальнейших разбирательств по делу, скорее всего, не последует. По данным пресс-службы Рыбновского районного суда, приговор вступил в силу 7 июля.
«Если сейчас не сказать об этом деле, то появятся другие такие же обвинения. А это не очень красиво. Тем более Россия всегда славилась благосклонным отношением ко всем религиям», — заключил имам-мухтасиб Рашид Бултачеев.
Есть мнение
Руководитель молодежного отдела рязанской епархии иерей Павел Коньков:
«Любая молитва в общественных местах должна согласовываться. Для того, чтобы нам, например, совершить крестный ход по городу, мы пишем заявление в администрацию, оповещаем полицию и так далее. Было бы как минимум странно, если бы какой-нибудь священник пришел в кафе и начал молиться. Русская православная церковь это не то чтобы запрещает, но и не поддерживает. Есть желание молиться – приходите в храм или молитесь дома. А если хотите проповедовать, то согласуйте это с властями. Или, например, многие люди накладывают на себя крестное знамение при виде храма, когда едут в общественном транспорте. Это же не приравнивают к миссионерской деятельности. Хотя краткий жест и не является молитвой. Это проявление религиозности, которое в нашей стране стало традиционным. Никому в голову не придет порицать человека за это. Нас же не наказывают за то, что мы носим крестик и его видно.
Есть миссия легальная, а есть агрессивная. И молитва на улице или в общественном месте – это все-таки миссия агрессивная. Православная церковь сейчас к такому не стремится. Любая молитва, которую мы совершаем в общественном месте, должна быть легитимной. Если человек собрался молиться в кафе, то он должен спросить разрешения у посетителей. Вообще нужно подумать: какая цель у молитвы, дало ли мусульманское руководство согласие? Если хозяева кафе дают добро на молитву, то насколько это правомочно? Скорее всего, здесь не было правового регламента, потому и возник конфликт. Все должно быть разумно и законно».
Смотрите также:
- «Мы против убийств». Зоозащитница о необходимости создания приюта в Рязани →
- «Главное – быть собой». Рязанский художник о вкусе, деньгах и безвкусице →
- Участок. Рязанский полицейский держит под контролем весь Рязанский район →