Сентябрь 2010 года, связанный в памяти жителей Рязанской области с завершением страшной эпопеи лесных пожаров, стал также временем появления на свет первых общественных экологических организаций в регионе. После «огненного» лета люди, сами, без понукания «сверху», взялись за охрану природы. Потому что видели, что именно там, наверху, с этим делом не справляются, так как не хватает средств, времени, а нередко и компетентности.
Четыре года миновало с тех пор. Чего удалось добиться экологическим общественникам? Есть ли прок от их работы, разбирался «АиФ-Рязань».
Борьба с переменным успехом
Одной из первых заявила о себе общественная организация «В защиту Мещеры». Возглавил её в прошлом лесничий, а то время уже пенсионер Николай Плесовских, которому ещё в 1972 году (когда масштабы разгула огненной стихии были едва ли меньше, чем в 2010) по долгу службы довелось повоевать с лесными пожарами.
Целью своей активисты обозначили борьбу за спасение мещёрских лесов и, в первую очередь, берегов реки Пры от бесчинств заезжих вандалов. Баталии эти с переменным успехом продолжаются и по сей день. Действуют цивилизованно: видят нарушение - в вежливой форме просят исправить «оплошность». В случае отказа - сообщают в правоохранительные и надзорные органы.
«Неоднократно доводилось видеть, как прямо на торфяниках жгут костры для шашлыков, - рассказывает Николай Андреевич. - Объясняешь человеку, что так нельзя, а он тебя будто и не слышит. Позже возвращаемся на это место: машины уже нет, а торф всё ещё горит. И потушить его очень сложно, он может тлеть годами».
Приходилось Плесовских и его товарищам выяснять отношения и с нерадивыми туристами, что, приезжая на отдых, не видят ничего зазорного в том, чтобы помыть машину в реке, и с браконьерами.
«Если бы равнодушия среди рязанцев было поменьше, то и толк от нашей работы был бы куда заметнее, - делится мнением наш собеседник.- В некоторых случаях - единственный способ сдвинуть проблему с «мёртвой точки», это рассказать о ней через средства массовой информации, так как на обращения в официальные структуры зачастую отвечают отписками».
Быстрее бюрократов
За эти же четыре года, пожалуй, главной общественной силой в области в противоборстве с нелегальными свалками стал «Экологический рязанский альянс» («ЭРА»). Здесь сделали ставку на энергию молодых волонтёров.
«Даже если ответственные за решение проблемы чиновники - люди порядочные, чрезмерная бюрократизация тормозит любую работу, - поясняет пресс-секретарь «ЭРА» Константин Фомин. - Так, к примеру, в администрациях сельских поселений не имеют права самостоятельно оштрафовать физическое или юридическое лицо за нарушение экологического законодательства. Приходится ждать вердикта на уровне районной власти. Наш опыт показывает - волонтёры со многими проблемами могут справиться гораздо быстрее».
На акции зазывают не только на интернет-сайте организации, но и посредством социальных сетей. Сотни, если не тысячи рязанских студентов под эгидой альянса за эти годы убирали мусор в солотчинских и клепиковских лесах, наводили порядок на берегах рек и озёр. Не обошлось без общественников и в борьбе за чистый воздух рязанских окраин, отравляемый выбросами местных предприятий. Правда, эту напасть победить пока так и не удалось. За сим «альянсовцы» оценивают свою деятельность не без доли здравой самокритики.
«Кардинально ситуацию мы пока не изменили, - продолжает рассказ Константин Фомин. - Но в экологической работе быстрой отдачи не бывает. Посмотрим, что будет лет через 20».
Не митинговать, а сажать!
В свою очередь, зародившаяся тогда же, осенью 2010 года межрегиональная общественная организация «ЭКА» сделала упор на воспитание подрастающего поколения. Тут тебе и акции «Алтипалыч» с раздачей листовок, информирующих о правилах поведения в лесах, и инициатива с привлечением горожан к сбору корма для обитателей Окского заповедника, и фестиваль экологического кино «Экочашка», и проект «Зелёные школы» с теоретическими и практическими занятиями для учащихся образовательных учреждений. При поддержке «ЭКА» за 4 года в регионе открыли 160 школьных питомников. Сотни молодых деревьев мальчишки и девчонки посадили в рязанских лесах своими руками.
«Мы не ходим на митинги, не устраиваем акции протеста,- рассказывает региональный координатор движения «ЭКА» Александр Гуров. - Мы за конкретный результат, а значит - за диалог общественников, граждан и представителей власти».
Очевидно, что не всегда этот диалог становится результативным. Но как бы там ни было, с 2010 года, рязанские общественники отстояли дубовую аллею в Дашково-Песочне, не позволили вырубить деревья для строительства дороги от улицы Солнечной до Северной окружной в областном центре, поставили крест на идее создать в районе посёлка Турлатово полигон опасных отходов, разгребли огромное количество незаконных свалок. Много это или мало? Судите сами.
Мнение власти
Министр экологии и природопользования региона Игорь Авдеев:
«В настоящее время роль общественных и частных экологических инициатив в решении экологических проблем области очень важна. Главное, чтобы эти инициативы не выходили за рамки закона, были актуальны, обоснованы, реалистичны, имели практическое назначение для основных направлений охраны окружающей среды».
Мнение эксперта
Председатель совета региональной общественной организации «Центр общественной экологической экспертизы Галина Кузьмина:
«На мой взгляд, первая задача общественников от экологии - это просвещение, что полезно, как для простых людей, так и для деятелей власти. И если даже им не удаётся решить какую-либо проблему, то привлечь к ней внимание - это уже полдела. К тому же представителям общественных организаций всё-таки проще, нежели рядовым гражданам, оппонировать чиновникам, «отмахнуться» уже не получится».
Смотрите также:
- Искусство компромисса. Рязанский медиатор о том, как решить дело без суда →
- Желание рязанцев получать большие деньги не отпугивают работодателей →
- Экологические акции собирают немало волонтеров →