51-летний рязанец Виктор Козлов в своем возрасте даст фору молодежи

Фото: Андрей ТЕРЕХОВ

У каждого свой путь в спорт. Кого-то в раннем детстве в спортивную секцию приводят родители, кто-то начинает заниматься для того, чтобы доказать себе или окружающим свою личную состоятельность.

   
   

Виктор Козлов - мастер спорта по гиревому спорту, чемпион мира и России среди ветеранов по профильной дисциплине. Его путь к спортивным достижениям начался со… страха, преодоление которого позволило ему добиться высоких спортивных достижений. Сегодня рязанский спортсмен в прекрасной форме - до сих пор он может 150 раз толкнуть две 24-килограммовые гири и 82 раза - две 32-килограммовые, 37 раз подтянуться, 450 раз растянуться на ролике и даже сесть на шпагат.

Сегодня Виктор Козлов пропагандирует здоровый образ жизни в стенах школы №68.

 

Купание в ноябре

- Виктор Николаевич, у каждой истории свое начало. С чего началась ваша спортивная карьера?

- После школы я поступил в ПТУ №2 при заводе САМ. Как-то мой курс отправили в Михайловский район на картошку. Получилось так, что нас разделили на две группы: в первую вошли все преподаватели и часть обучающихся, во вторую - одни учащиеся. Лето, жара, деревня. И мы, городские пацаны, почувствовали себя на свободе. Рядом с нашим лагерем находился лошадиный загон - грех было не воспользоваться. В итоге каким-то образом мы этот загон сломали. Без последствий, разумеется, не обошлось. Вечером в тот же день к нам приехали деревенские ребята, которые по-справедливому «возмутились» нашим поведением. Помню, уже спим, раздается крик: «Городские, выходи!». Выходим - кругом страшная темень, и перед нами толпа всадников - местные прискакали на лошадях. Все испугались, одно мгновение, и нас как ветром сдуло. Оказался я в каком-то сарае, не могу отдышаться и говорю себе: «Так продолжаться не может. Хватит жить трусом, пора начинать заниматься спортом».

- И вы сразу решили от слов перейти к делу? Или все же вначале все ваши намерения ограничились только желанием?

- Вначале я собирался заняться боксом, но мой возраст помешал осуществить это намерение. Тогда в любой спортивной секции было две группы - младшая и старшая. Я не подходил ни в одну из них. Записался все же на вольную борьбу, меня определили к младшим. Но в итоге, поняв, что я, по большому счету, никому здесь не нужен, так как в своей группе был «дылдой», а к старшим меня не пускали, ушел. Решил, что буду заниматься сам. Купил себе гирю на 24 килограмма, но особо ей не увлекался - она тогда казалась очень тяжелой. Сконцентрировался на плавании и беге.

   
   

Летом 1979 года мы с другом договорились плавать каждый день и осуществили этот уговор. Каждый день себе говорил, что уже не сезон, пора прекращать, но поскольку друг продолжал плавание, то и я не мог отставать. Он, наверное, думал точно так же. В итоге из-за того, что каждый не хотел первым сдаться, купальный сезон у нас завершился 13 ноября. И то потому, что друга на следующий день забрали в армию. 15 ноября призвали и меня.

Афганская пыль

- Знаю, что вы ветеран боевых действий в Афганистане.

- Да, но прежде чем отправиться в Афган, вначале попал на Украину, в учебку. Там нас обучали укомплектовывать самолеты бомбами. В итоге именно этим в Афганистане и занимался.

Впервые об Афгане я услышал на Новый год, встречали тогда 1980-й. По части прошел слух, что один из служащих записался добровольцем на войну в Афганистане. До этого я о такой стране даже и не слышал. На уроках географии особого внимания не уделял южной части карты мира. Не слышал и о такой войне - политическими новостями не интересовался, газет не читал.

После учебки мне дали направление в Ташкент. Помню, собрали нас на плацу. Дует сильный ветер, качаются деревья, громко поют птицы. И из-за этого практически не слышно, что говорит офицер. Но я уже знал, что если отправляют на железнодорожный вокзал, ты остаешься внутри страны, если на аэродром - это Афганистан. Мою фамилию назвали предпоследней, и вслед за ней прозвучало слово «аэродром». На следующий день загрузили нас в вертолет вместе с боеприпасами и закинули на территорию Афганистана.

- Каковы были ваши первые впечатления и чувства, когда вы оказались в незнакомой стране, охваченной пламенем войны?

- Толстый слой пыли. Он доходил до коленей. И пыль мягкая, как пух…

Распределили меня в 181-й отдельный вертолетный полк. Наша часть дислоцировалась в небольшой долине, посередине ее был выкопан большой котлован, внутри которого и находились палатки. Кругом горы, и эта точка прекрасно простреливалась, поэтому по краям котлована были выложены камни. Когда я впервые увидел такую картину, мне стало страшно, как не было никогда.

Каменные гири

- И как вы боролись со своим страхом?

- Чтобы перестать бояться, надо было чем-то себя занять. Я вспомнил, что еще до армии пробовал заниматься с гирей, но у меня это дело как-то не пошло. Здесь пришлось сжать волю в кулак и приступить к тренировкам. Так как подручного инвентаря под рукой не было, мое внимание привлекли камни. Именно они и стали моим проводником в мир гиревого спорта. Находясь на посту, при любой жаре, я день за днем занимался. Около моей палатки было три любимых камня: один в виде прямоугольника, второй напоминал купол, а третий был похож на сердце. Они стали моими основными тренировочными инструментами. И куда бы меня ни направили, везде со мной перемещались и мои камни. Помню, ребята говорили, что это блажь и после дембеля я перестану качаться.

- Но после возвращения домой желание заниматься гирями только возросло. Ведь вы помимо того, что стали мастером спорта в своем виде, имеете и титул чемпиона мира и России среди ветеранов…

- Всех своих регалий я добился, по сути, из-за упрямства. Когда передо мной человек показывал результат, превосходящий мой, я прилагал все усилия для того, чтобы победить. И побеждал, несмотря ни на что. Проблема была в том, что в то время, когда я тягал гири, получалось, сам себя убеждал, что они слишком тяжелые, мне ни за что не справиться, я проиграю. В итоге оказывалось, что до победного результата оставался один шаг...

Помню, когда победил на чемпионате мира среди ветеранов в 2008 году, мой основной соперник, который на протяжении многих лет оставался чемпионом, назвал меня «валенком» из Рязани, намекая на то, что я недостоин титула. Ему ответили, что «валенок» никогда не одержал бы победу…

Смотрите также: